16-летняя японская певица Хатсуне Мику дала очередной триумфальный концерт в Токио. Мы бы вряд ли стали об этом рассказывать, если бы девушка была настоящей. Но она полностью синтезирована компьютером, включая внешность, голос и танцы. Даже саму ее фигуру во время концертов рисуют лазерами в воздухе.
Раскрутить новую звезду японским электронщикам и продюсерам удалось буквально за несколько недель. И теперь мировой шоу-бизнес гадает: может быть, это и есть будущее? И живые исполнители больше не нужны?
Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов тоже попытался понять.
Она появляется из-под сцены, и сотни фанатов взрываются воплями восторга. Первая в мире звезда-голограмма, у которой все синтетическое, а не только какие-то части. Хатсуне Мику!
Армия поклонников виртуальной певицы стремительно растет. Сначала это были только японцы, а теперь, судя по блогам и продажам ее музыки в Интернете, еще и американцы, австралийцы, европейцы.
Поклонница: «Очень необычно. Конечно, голос звучит немного искусственно, но в целом классно. Очень поднимает настроение».
Технология, которая позволяет синтезировать пение, когда в PC закладываешь текст, существовала давно. Но в этом проекте она, во-первых, была усовершенствована, а, во-вторых, для создания образа объединились художники, композиторы и несколько настоящих певиц, которые отдали тембры своих голосов.
Саки Фудзита, певица: «Мне не важно, что ее, виртуальную, любят и знают больше, чем меня, настоящую. Главное, звучит здорово и людям нравится!»
Клипами Хатсуне Мику уже полон «Ютьюб» (YouTube), причем фанатскую любовь подстегивает то, что у программы «Вокалоид», которая синтезирует ее голос, есть бесплатная упрощенная версия, и фактически пользователи Интернета могут сами спеть ее голосом все, что захотят. Тут есть даже финская полька в исполнении новой звезды.
Хироюки Ито, руководитель проекта по созданию виртуальной певицы: «Мику откроет новые возможности для композиторов, художников и музыкантов по всему миру, ведь компьютерный синтез позволит им воплощать свои идеи без проблем, связанных с продюсером, деньгами и поисками реального исполнителя».
Музыкальный критик Борис Барабанов смотрит запись японского шоу с любопытством, но без восторга. Говорит, что идея звучит привлекательно, но настоящим кумиром надолго может стать только реальный исполнитель. К придуманному быстро пропадает интерес.
Борис Барабанов, музыкальный обозреватель издательского дома «Коммерсант»: «Есть Garillaz, есть эти японские персонажи. Можно еще вспомнить какую-нибудь нашу Масяню или Глюкозу, которая поначалу тоже была чисто мультипликационным персонажем. Просто один из видов аттракционов, это одна из форм поп-культуры, но она не заменит живое общение».
Первая российская виртуальная певица Глюкоза вспоминает, что по тем же причинам быстро превратилась в настоящую Наталью Ионову.
Наталья Ионова (Глюкоза), певица: «Нарисовали один клип, второй. Зритель стал гадать, всем, конечно, хотелось посмотреть, кто же поет, как же она выглядит на самом деле. Оживление проекта и выхода конкретно меня на сцену было неизбежно».