Национальный институт антропологии и истории Мексики объявил о завершении многолетнего исследования знаменитой погребальной маски, найденной в Малинальтепеке. Как сообщает ArtDaily, специалисты пришли к выводу, что маска является подлинным артефактом Теотиуаканской культуры классического периода (III-X века нашей эры). Тем самым ученые положили конец дискуссии о подлинности маски, которая продолжалась с 1921 года, когда археолог Порфирио Агуирре нашел ее.
Маска имеет по 21 сантиметру в высоту и в ширину и украшена мозаикой из 762 тессер. Специалисты, изучавшие ее в 1921 году, решили, что она сделана из змеевика. Новое исследование показало, что материалом послужил другой минерал – хлоритит.
Что касается мозаики, современные исследователи подтвердили основные выводы своих предшественников: она изготовлена из амазонита с добавлением бирюзы. Также обнаружено присутствие красного железняка и ракушек.
Ученые также подтвердили, что мозаика крепилась к маске при помощи копала – особой смолы, широко применявшейся мезоамериканскими индейцами. Тем самым был опровергнут один из главных доводов скептиков, считавших Малинальтепекскую маску подделкой: они утверждали, что мозаика крепилась неким клейким составом, который не был известен древним теотиуаканцам.
Специалисты Национального института антропологии и истории подтвердили первоначальную версию происхождения маски. Она была изготовлена в классический период Теотиуаканской культуры, около 1800 лет назад. Мозаика появилась на ней спустя примерно 700 лет после изготовления. Вероятно, маску нашли уже после заката классической Теотиуаканской культуры, украсили и снова использовали как ритуальный объект. Подобные “вторые рождения” древних артефактов характерны для мезоамериканских цивилизаций. Амазонит, из которого сделана мозаика, в Теотиуаканской и ацтекской культурах ассоциировался с Чальчиутликуэ – богиней пресной воды и плодородия.