Ученые установили, что игра в популярную компьютерную игру тетрис позволяет людям справиться с внезапными воспоминаниями о событиях в прошлом, связанных с получением травм. Это не свойственно другим типам игр и может быть использовано в медицине для борьбы с посттравматическим депрессивным синдромом, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале PloS ONE.
Воспоминания о травмирующих событиях являются отличительной чертой посттравматического депрессивного синдрома, который наиболее часто встречается у солдат, побывавших в бою. Он также свойственен людям, перенесшим тяжелые физические повреждения, неизбежно сопровождающиеся и психологическим травмированием человека. Согласно статистике, люди с посттравматическим депрессивным синдромом с большей вероятностью, по сравнению со здоровыми, могут стать недееспособными или погибнуть в результате несчастного случая или от болезни.
При этом воспоминания о травматических событиях, часто называемые словом “флэшбек”, вторгаются в сознание человека, внезапно заставляя его заново воспроизвести пережитую психотравматическую ситуацию.
Причиной их появления является дисбаланс между тем, что человек в конкретной ситуации видит, ощущает в виде вкуса и запаха, чувствует на ощупь и слышит, и тем, что его сознание на основе этого чувственного опыта может заключить, понятийным опытом. Во время травматического события, чувственный опыт может сильно превалировать над понятийным.
В результате люди теряют возможность построить целостную картину поступательного развития травматической ситуации и могут воспроизвести в памяти лишь короткие отрывки. Их периодическое воспроизведение в памяти и приносит сильный психологический дискомфорт.
В своей публикации группа ученых под руководством Эмили Холмс (Emily Holmes), психолога из оксфордского университета, провела эксперимент с группой добровольцев, которым предлагалось играть в визуально-пространственную (тетрис) или интеллектуальную игру. Сделать это надо было после просмотра фотографий, на которых были изображены травматические ситуации с участием посторонних людей.
Ученые установили в ходе эксперимента, что у игроков в тетрис примерно в два раза меньше флэшбеков по сравнению с контрольной группой – людьми, просто смотревшими на фото и не игравшими в игры. При этом интеллектуальная игра, напротив, несколько увеличивает число воспоминаний о психотравматических событиях.
В своей работе с солдатами ученые также показали, что благотворное воздействие игры на людей с посттравматическим синдромом проявляется уже через четыре часа после травмы. По мнению ученых, тетрис не просто отвлекает внимание людей, но каким-то образом взаимодействует с умственными механизмами, отвечающими за формирование внезапных воспоминаний. Согласно современным представлениям, мозгу требуется примерно шесть часов для формирования воспоминаний о психотравматическом событии, которые затем будут воспроизводиться в форме флэшбеков.
“Этот эффект от игры в тетрис состоит не в удалении воспоминаний, а как бы сглаживание их острых углов”, – пояснила Холмс в интервью интернет-изданию New Scientist.
Теперь команде ученых предстоит изучить этот эффект более подробно с тем, чтобы в будущем, вероятно, ввести игру в тетрис в клиническую практику врачей-травматологов.