Тайна сибирского Эльдорадо

Что стоит за красивой легендой о Деминском золоте

В конце минувшего года группа спелеологов во главе с краснодарцем Владимиром Семикиным возвратилась из экспедиции в пещеры Восточного Саяна. Долго стоявшая плюсовая температура в тех местах позволила провести дополнительные поисковые работы и, возможно, выйти на след так называемой «Дёминской жилы». Почти полтора столетия жители Восточного Саяна передают из уст в уста легенду о сказочно богатом месторождении золота, затерянном где-то в низовьях реки Шумак. В 60-е годы ХIХ столетия его якобы обнаружил беглый каторжник Дмитрий Демин.

Обогатившийся каторжник

Легенда доносит до нас историю о побеге группы каторжников из знаменитого на всю Россию Александровско­го централа, располагавшегося под Ир­кутском. Беглецы, перебравшись по льду на левый берег Ангары, направи­лись вверх по заснеженной долине ре­ки Китой в глухие горные районы Вос­точного Саяна. Некоторых каторжан пой­мали, другие сгинули безвестно в тайге, выжил один – Дмитрий Демин. Ут­верждают, что он перезимовал в пеще­ре где-то в районе устья реки Шумак. Два года Демин скрывался в тайге. И однажды ему сказочно повезло: во вре­мя охоты он наткнулся на богатое месторождение рудного золота. Позже он якобы рассказывал, что распо­ложена золотая жила была «у водопада в замкнутом ледниковом цирке», на во­дораздельном хребте между реками Шумак и Китой.

Согласно легенде бывший каторжник добыл пуд золота и добрался с ним до поселка Тунка, где купил документы и получил вид на жительст­во. Впоследствии Демин женился, осел в Тунке, но время от времени уходил в го­ры, чтобы пополнить свой золотой запас. После его смерти «адрес» золотой жилы был утрачен. Говорят, Демин оставил не­кую карту своим сыновьям. Они пытались найти Сибирское Эльдорадо, но вернулись ни с чем, едва не погибнув.

Слух о богатом месторождении тем временем дошел до Иркутска и весьма заинтересовал тамошнего золотопро­мышленника Кузнецова. Тот решил лич­но заняться поисками «деминского зо­лота». После утомительных блужданий по тайге ему якобы удалось найти деминские шурфы и само месторождение. Об этом, в частности, свидетельствует его докладная записка в Горное управ­ление. Но по тогдашним правилам точ­ные координаты «делянки» сообщать было необязательно, и потому заявку оформили без приложения карты. По каким-то бюрократическим причинам Кузнецов не смог получить право на разработку месторождения. Этот отказ, ут­верждают, так сильно подкосил его дух, что он тяжело заболел и вскоре умер. Никаких записок или планов найденно­го месторождения Кузнецов после себя не оставил. Кое-что о золоте слышал приближенный Кузнецова немец Шнелль. Он решил организовать свою поисковую экспедицию и пригласил в «дело» горного техника Новикова.

Три года упорных поисков не дали никаких результатов, и Шнелль от поисков отказался, а Новиков, работая на приисках, продолжал упорно собирать сведения о Демине. Но произошла революция, потом гражданская война. Новиков оказался в стане Колчака. В оном из боев партизаны разгромили отряд Новикова, и он с двумя офицерами едва успел унести ноги. Спасаясь от красноармейцев, они, совершенно случайно, после многих дней блужданий, наткнулись на золото. Было ли это Деминское месторождение — неизвестно, но вся их группа настолько обессилела от голода и тяжелого пути, что они почти ничего не смогли унести с собой. Когда Новиков с попутчиками все же вышли к какому-то населенному пункту, их арестовали. Судьба двух офицеров неизвестна, а Новиков, отбыв наказание, в 1926 году приехал в Тунку и поступил на работу в местное отделение «Союз-золото».

Пропавшая экспедиция

Дальше уже начинается не легенда, а история поисков, подтверждаемая архивными документами. Была снаряжена официальная экспедиция в составе Новикова и специалистов «Союз-золота» Шведова и Дорожного. В качестве рабо­чих в нее были наняты некие братья Леоновы. Тяжелый поход через Тункинские Гольцы к Китою увенчался успехом. Жила была снова найдена. Но в Тунку возвратились только братья Ле­оновы, заявившие, что при переправе через Китой Новиков, Шведов и До­рожный погибли. Однако зимой того же года сотрудник «Союз-золото» Краснов в низовьях реки Шумак нашел неопровержимые улики преступления. Новиков и двое его коллег якобы были застрелены Ле­оновыми. Подозреваемых арестовали. Один из них во время допросов описал маршрут, которым двигалась группа, но весьма приблизительно: «Нужно от зи­мовья Краснова подняться вверх по Шумаку примерно десять километров, по­вернуть вправо, перевалив водораз­дельный хребет между Шумаком и Ки­тоем. Пройдя десять километров в этом направлении, нужно спуститься с голь­ца, местами отвесного, в верховье од­ного из правых притоков Китоя в кру­той замкнутый ледниковый цирк, на­зываемый чашей Новикова, где под во­допадом и находится рудное место­рождение золота».

Следуя этому опи­санию, в 1934 году еще одна экспедиция из четырнадцати чело­век вновь отправилась на поиски загадочного Сибирского Эльдорадо. Но, увы, ни золота, ни даже следов пребыва­ния Демина, Новикова, братьев Леоно­вых на правых притоках Китоя обнару­жено не было. Возможно, тот, кто дейст­вительно знал потаенное место, умыш­ленно запутывал дело. В отчете экс­педиции 1934 года было записано: «Изучение топографии всего участка, в котором можно было ожидать место­рождение, совершенно ясно показало, что все подробные описания местнос­ти, данные Леоновым, — сплошная фантазия».

Однако по этому описанию и по рассказам местных жителей в последствии вели поиски многие, в том числе известный геолог П. Митрофанов. В 1952 году в 70 километрах юго-восточнее Шумака было обнаружено небольшое, но исключительно богатое по содержанию месторождение рудно­го золота. Казалось бы, легенда о «Деминском золоте» подтвер­дилась. Но если сопоставить точное ме­стоположение находки с легендарными данными, то сразу станет ясно, что най­дена совсем другая жила, так как район, указывае­мый в рассказах, должен находиться вблизи устья Шумака. Все последующие многолетние поиски «деминского золота» в том месте результа­тов не принесли.

Спелеологи взяли след

«Деминское золото» не дает покоя и сегодняшним искателям приключений. Долина Шумака в наши дни является одним из самых посещаемых мест Восточного Саяна. За сезон здесь бывает до двух ты­сяч отдыхающих, путешествующих по живописным водопадам на притоках этой сибирской речки.

Группа Семикина, прежде чем начать поиски, составила карту на основании сведений из легенд и архивных источников. Никаких следов золота в самой долине и под водопада­ми в ущельях притоков реки она не нашла. Исходя из этого, ис­следователи-любители предположили, что Демин, скорее всего, сознательно указал невер­ное направление на правый приток Ки­тая, а пресловутый водопад с фантасти­чески богатой жилой рудного золота на самом деле находится на левом берегу реки.

- Во время последней экспедиции, – рассказал корреспонденту «СП» Владимир Семикин, – на левом берегу Китоя было обнаружено несколько гротообразных пещер. Воз­можно, что одна из них являлась убежи­щем Демина. Самая большая пещера представляет собой полость высотой до 10 метров. Вход в нее находится ниже зала, поэтому внутри даже зимой сохра­няется плюсовая температура. Ровная площадка, где можно расположиться на ночлег, находится в верхней части пеще­ры.

Участники экспедиции исследовали район с помощью вертолета. Во время полета они на­блюдали большое число водопадов, рас­положенных напротив устья Шумака. Один из них

похож на описываемый Деминым: не­доступный ледяной цирк и эффектный, низвергающийся с высоты поток воды. К сожалению, рядом не нашлось площадки для посадки вертолета. Спелеологи планируют продолжить исследования с наступлением будущего лета. Возможно, их настойчивость увенчается успехом.

Сергей Турченко

-