Запечатлев свой спуск на лунную поверхность, астронавты миссии «Аполлон-11» установили камеру в зоне проведения работ, дабы отснять и другие события. Камера, оставленная Нилом Армстронгом и Баззом Олдрином, до сих пор находится в море Спокойствия. В 2006 году выяснилось, что значительная часть материалов, полученных с ее помощью, куда-то пропала. Разумеется, НАСА инициировало масштабную поисковую кампанию, которая, к сожалению, так ни к чему и не привела.
Поскольку формат передаваемого видеосигнала был несовместим с оборудованием телерадиокомпаний, НАСА приходилось обрабатывать полученный материал, прежде чем отправлять его телевизионщикам. В результате искажения, имевшего место при конвертировании видео, сотни миллионов зрителей по всему миру видели темное, блеклое и нечеткое изображение.
Тем не менее, это были кадры с Луны; более того, на них люди впервые ступали по просторам мира, существовавшего за пределами родной Земли. И все же, многие специалисты знали что устройства, отправленные НАСА на наш спутник для ведения видеохроники, были способны на большее.
К числу этих специалистов принадлежит и Стен Лебар (Stan Lebar), сотрудничавший с Westinghouse Electric Corporation при работе над лунными камерами, а также его коллега Дин Нафцгер (Dick Nafzger). Именно эти эксперты первыми пришли к выводу о том, что дюймовые пленки, на которые записывались материалы миссии «Аполлон-11», были уничтожены.
Несколько лет назад всплыли старые документы, согласно которым, параллельно с дюймовой, в 1969 году в рамках исследовательского проекта Лаборатории прикладной физики (Applied Physics Laboratory, APL), использовалась 2-дюймовая пленка. Таким образом, на некоторое время вновь возникла вероятность того, что видеосъемка, проведенная на Луне, все-таки не была окончательно утеряна. «Это было как будто чудо, пришедшее из ниоткуда» – утверждает Лебар. Поскольку сигнал, получаемый с Луны, умел уникальный формат, такие пленки было бы легко отследить и идентифицировать.
К несчастью, поиск пленок оказался непростой задачей. Проведя несколько часов в Национальном центре записей в Вашингтоне (National Records Center), Лебар и его коллеги наткнулись на сотрудника APL, утверждавшего, что ему приходилось видеть записи. Когда же он принес несколько немаркированных пленок, имевших тот же формат, что и известные ранее материалы, оказалось, что эти пленки были чистыми. Не дало результатов и изнуряющее длительное изучение журналов дежурных, формуляров, служебных записок и каких-либо других письменных свидетельств 40-летней давности. Казалось, пленки канули в Лету – три года поисковой работы, проведенной в государственных структурах, промышленных компаниях, а также среди частных лиц, так и не принесли плодов. В конце концов, ищущие сдались.
По словам НАСА, скорее всего, материалы, о которых идет речь, были случайно стерты, а пленку, на которой они содержались, использовали при записи данных, полученных каким-нибудь спутником. Разумеется, такое объяснение кажется более чем абсурдным: как у агентства, тратящего миллиарды долларов на самые разнообразные исследовательские проекты, не могло оказаться обыкновенной чистой магнитной пленки?
«Я не думаю, что пленки вообще дожили до наших дней. – Утверждает Лебар, – Это трудно принять. Но мы столкнулись с ошеломляющим количеством доказательств, которые заставили нас верить в то, что пленок больше нет. Нужно просто смириться с действительностью».