В этой статье речь пойдет о русском “НЛО” – принципиально новом аппарате, который мог бы кардинально изменить облик современной авиации. Увы, по тем или иным причинам прорыв так и не состоялся: наладить промышленное производство аппарата ЭКИП в нищей ельцинской России оказалось невозможным.
Аппарат ЭКИП был спроектирован талантливым отечественным конструктором Л.Н.Щукиным еще в начале 80-х годов. Аппарат представлял собой почти дискообразный объект выполненный по схеме “толстое крыло”. Уникальность ЭКИП заключается не только в оригинальной форме – но и в отсутствии необходимости иметь хороший аэродром.
Аппарат способен подняться в воздух с воды или любой другой мало-мальски ровной поверхности. ЭКИП открывал невиданные доселе возможности: новая компоновка предоставляла возможность создать настоящего гиганта, способного с затратами в 1.5. раза меньшими чем этого требуют современные самолеты перевозить до 2000 человек либо до 320 тонн грузов единовременно. Также отмечается и высокая экологичность аппарата, достигаемая за счет использования инновационных двигателей. ЭКИП может летать на высотах от 3 до 10 000 метров со скоростью от 120 до 700 км/ч.
Относительный вес корпуса аппарата к взлетному весу, по оценке специалистов DASA, при использовании композитных материалов, на 1/3 ниже, чем для самолетов. Это достигается тем, что конструкция позволяет равномерно распределить нагрузки на корпус аппарата. Благодаря применению композитных материалов можно существенно снизить акустическую, тепловую и радиокационную заметность аппарата.
В 1993 году правительство России приняло решение о финансировании проекта ЭКИП. К этому времени завершалось строительство 2-х полноразмерных аппаратов ЭКИП, с полным взлётным весом в 9 тонн. Несмотря на это финансирование было прервано и деньги так и не были получены. Создатель ЭКИПа Лев Щукин сильно переживал за судьбу проекта и после многочисленных попыток продолжить проект на личные средства умер от сердечного приступа в 2001 году.
При полном отсутствии интереса и возможностей со стороны российского государства руководство Саратовского авиационного завода, находящегося на грани банкротства, было вынуждено приступить к поиску инвесторов. В январе директор Саратовского авиазавода Александр Ермишин ездил на переговоры в США, в штат Мэриленд, где через три года должны пройти испытания ЭКИПа. На территории базы ВМФ США, он выступил перед американскими военными и авиастроителями. Несколько лет назад ему и генеральному конструктору концерна делали предложение построить в США завод, так как предполагаемый рынок аппаратов класса ЭКИП в США оценивают в 2-3 миллиарда долларов, но стороны договорились о партнёрском сотрудничестве. Непременное условие директора завода Александра Ермишина о финансировании параллельного производства в России американской стороной было сразу отвергнуто. С 2003 года после договоренности о сотрудничестве работы по созданию ЭКИПа на саратовском авиазаводе были остановлены ввиду кризисного финансового состояния предприятия. Российско-американский летательный аппарат, созданный на основе ЭКИПа, должен был пройти летные испытания в 2007 г. в США в штате Мэриленд. Теперь США имеют хороший старт для разработки и производства этих аппаратов, имеющих многочисленные преимущества.
Оригинальные идеи Льва Щукина получили мировую огласку. Консорциум, объединяющий несколько европейских и российских исследовательских групп из университетов и промышленных предприятий, получил грант на проведение исследований течений, подобных обтеканию ЭКИПа.
Увы, Запад снова воспользовался нашими технологиями в одностороннем порядке…