Геопатогенными зонами уже более 15 лет занимаются геологи. Сначала в Санкт-Петербурге по рекомендации администрации были проведены комплексные работы по выявлению геологических объектов, которые могли бы вызывать возникновение геопатогенных зон, и сделана статистическая оценка заболеваемости людей, живущих или работающих в зонах. Проведенные исследования доказали, что геопатогенные зоны существуют и реально влияют на человека.
По заданию правительства Москвы Институт экологии РАН, занимающийся проблемами взаимного воздействия человека и геологической среды, провел серьезное изучение этой проблемы. Руководил исследованиями доктор геолого-минералогических наук Владимир Макаров. Полученные результаты позволили ему разработать методику выявления геопатогенных зон. В этих зонах, по мнению Макарова, нет ничего таинственного. Речь идет о влиянии на живые организмы колебаний электромагнитных, магнитных, гравитационных и других физических полей, образующихся в недрах Земли. Наиболее интенсивные из них фиксируются современными геофизическими приборами. Но и «пульсации» полей небольшой интенсивности, которые в условиях современного города засечь очень сложно, также могут оказывать патогенное воздействие.
Основной причиной образования геопатогенных зон на территории московского региона Владимир Макаров считает активизацию тектонических движений по разломам в фундаменте платформы на глубине нескольких километров.
Ближе к поверхности, в покрывающем фундамент платформенном чехле, разломы выглядят как зоны повышенной трещиноватости горных пород. Тектоническая активность, проявляющаяся в наше время, приводит к сжатию и растяжению горных пород, вызывающих колебания интенсивности физических полей, особенно электростатических. Механизм их образования такой же, как в пьезозажигалках, которыми пользуются хозяйки на кухнях.
После появления у геологов космических снимков эта гипотеза получила дополнительное подтверждение. На них была выявлена правильная сеть прямых линий, которые нельзя объяснить геологическим строением Земли. Режимные геофизические наблюдения, проведенные на таких линиях на Курском космогеологическом полигоне в конце 80-х годов прошлого столетия, дали удивительные результаты. Оказалось, что в пределах линеаментов, выявленных на космических снимках, происходят периодические колебания магнитного поля.
Кроме геологически обусловленных геопатогенных зон, существуют еще гидрогеологически обусловленные. Несколько лет назад во Всероссийском институте гидрогеологии и инженерной геологии, расположенном в поселке Зеленом по Горьковскому шоссе, мне пришлось беседовать с доктором геолого-минералогических наук Анатолием Чубасовым. В число интересующих его проблем входило и изучение геопатогенных зон. Многие из них, по его словам, были связаны с движением потоков подземных вод, наиболее активно себя проявляющих в древних захороненных речных руслах и зонах повышенной трещиноватости. Вместе с водой перемещаются под землей и растворенные в ней ионы, создавая электростатические и электромагнитные поля. Совместное воздействие современных тектонических движений, то «растягивающих», то сжимающих горные породы, и движения по ним подземных вод приводило, по мнению Чубасова, к появлению так называемых мерцающих тектонических структур, то выявляющихся, то снова исчезающих на материалах геофизических съемок. В их пределах менялся и поток глубинных газов, выходящих на поверхность. Воздействие их, особенно радиоактивного газа радона, могло приводить к онкологическим заболеваниям.
Считается, что незначительные изменения физических полей не могут реально повлиять на здоровье человека. Но это не так. Юлия Чукова — физик-теоретик, академик Российской народной академии наук, разработала представление об эффекте так называемых слабых воздействий. Оказывается, что именно крайне малые концентрации в воздухе или воде вредных и ядовитых веществ или колебания физических полей, находящихся за пределами чувствительности современных приборов, оказывают значительное воздействие на здоровье людей. Этот подход был использован для оценки влияния геопатогенных зон.
В Институте психологии РАН доктор психологических наук Татьяна Греченко ставила уникальные опыты по определению содержания минимальных количеств вещества, буквально отдельных молекул, в растворе. В качестве датчика Греческо использовала отдельные нервные клетки — нейроны виноградной улитки. Эти клетки, присоединенные к электродам самописцев, превращались в сверхчувствительные приборы. Т.Греченко согласилась использовать свою методику для сравнения биополей виноградных улиток, находящихся в приделах геопатогенной зоны и вне ее. Первый же опыт подтвердил реальность существования полей геопатогенных зон и их воздействия. По словам Греческо, за свою многолетнюю работу с нейронами виноградных улиток она впервые столкнулась с таким резким влиянием на их жизнестойкость. Из 20 клеток погибло 17. Изменился и характер электрических импульсов, определяющих степень воздействия полей на нейроны. К сожалению, первый опыт оказался и последним. Виноградные улитки были в то время дефицитом.
Если воздействие крупных, геологически обусловленных зон на человека через изменение интенсивности физических полей можно объяснить, то значительно сложнее понять воздействие так называемых активных сетей, которые с помощью специальных рамок выявляют операторы биолокации. Наиболее часто встречаются ячейки прямоугольной сети Хартмана — 2х2,5 и 4х4 метра и диагональной сети Курри – 5хб метров. По мнению руководителя одного из московских клубов изучения непознанного Егора Усачева, эти сети представляют собой активные зоны, через которые Земля воздействует на свою биосферу. Зоны, образующие сети, периодически сжимаются и растягиваются в соответствии с движением вокруг планеты ее спутника — Луны. Эта гипотеза подтверждается исследованиями, проведенными доктором физико-математических наук Владиславом Луговенко. Ученый считает, что планета Земля «дышит» через раскрытые трещины в горных породах в пределах геопатогенных зон и прокачивает через них свою энергию. Именно эти периодические «вдохи» и «выдохи» воздействуют на здоровье людей.
Гипотеза, предложенная Е.Усачевым, кажется довольно логичной, но возникает вопрос «Почему, несмотря на такие густые сети активных зон, кроме названных Хартманом и Курри, существует еще несколько сетей и от них не страдают поголовно все жители Земли?»
На этот вопрос ответил лет 15 тому назад президент Ассоциации инженерной биолокации Владимир Хлопков: «Мне порой кажется, что геопатогенные зоны используются природой для управления нашей наследственностью. Их влияние на здоровье людей отмечено относительно недавно. Вполне возможно, что они раньше не оказывали такого заметного воздействия на человека. На Земле всегда существовали люди с высокими экстрасенсорными способностями, которые должны были почувствовать такое массовое явление, как влияние геопатогенных зон на здоровье человека. Но до нас не дошло никаких следов, ни легенд, ни преданий с описанием патогенного воздействия зон. На мой взгляд, это не случайно. Бездумное применение лекарств, особенно антибиотиков, все смешало в естественном отборе, который проходит человек вместе со всем живым на Земле. Может быть, с помощью усиления воздействия зон на людей природа пытается управлять нашей наследственностью? По моему опыту в зонах заболевают и умирают, как правило, не просто ослабленные, а предрасположенные к генетическим заболеваниям люди. И природа, заботясь о продолжении человеческого рода в целом, убирает отдельных его представителей. И геопатогенные зоны — это огромное сито, сквозь которое просеивается население Земли».