Сезам, откройся! И впусти нас в пещеру, полную сокровищ, образно говоря. Почему образно? Потому что настоящая ценность — это знания, движущие прогресс. Это богатый опыт, которым можно поделиться. Так что открывайся, сезам! Нам нужен путь в иные миры. В нашем становится неуютно…
Жили-были древние римляне… Нет, не так. Жили-были древние греки. Вот, теперь правильно. И у вышеупомянутых древних греков имелись боги. Могущественные, способные летать по небу на антигравитационных колесницах и метать лазерные молнии.
Прибыли боги с планеты, на которой воздух был не таким густым, как на Земле, поэтому свои постоянные резиденции они предпочитали обустраивать в горах: на Тибере, у озера Титикака в Андах, а также на Олимпе. Поскольку последняя географическая точка располагается в Греции, то богов так и прозвали — олимпийцы.
И только потом на исторической сцене появились римляне. Мало того, что греков покорили, так ещё и с их богами познакомились. И стал Зевс Юпитером, Арес — Марсом, Аид — Плутоном, Артемида — Дианой, Афродита — Венерой, Гефест — Вулканом, ну и так далее. Вот только Аполлон вроде бы сам собой остался. Но суть не в том.
Да, а в чём же суть, спросите вы. Это всё мы и так знаем. Так что давай, автор, рассказывай, к чему ты ведёшь, без долгих исторических экскурсов.
Проявите чуточку терпения! Мы уже подходим к самому важному. Итак, древние римляне. Они имели дурную привычку обожествлять своих правителей. И чествовали оных как богов. Но чего-то не хватало.
И греки, и римляне видели, что божества появлялись не только на летающих колесницах, но и внутри храмов — приходили сквозь порталы.
Представьте себе, стоит дверной косяк в виде красивой такой арки. А двери нет. И вообще ничего нет. Просто так стоит. Но потом вспыхивает волшебный свет, и сквозь казалось бы совершенно бесполезный проём приходит, к примеру, Артемида. Или Диана. Или как там её… Ну, вообщем, кто-то из божеств.
И вот древние римские императоры, притворяясь, что они тоже вроде как боги, решили повторять сие мистическое действо. В смысле, проходить сквозь портал, как подобает инопланетным повелителям. Но вот беда: не получается! Не удаётся включить гиперпространственный переход, хоть тресни. Для этого надо настоящим пришельцем быть, а не самозваным, пусть даже и коронованным.
Горевали римляне недолго: появилась идея хотя бы символически сквозь дверь между мирами шествовать. Пусть понарошку, но всё равно полезно в плане пропаганды. Особенно на пике успеха, после какой-нибудь крупной победы.
Сказано — сделано. Начали строить большие, красивые арки. А назвали их… правильно, триумфальными!
Таковыми являются арки императоров Константина (315-й год нашей эры), Галерия (299-й год), Септимия Севера (203-й год), Тита (81-й год). А вы, небось, думали, что только в Париже есть? Нет, мода началась нешуточная, и она продержалась очень долго.
Да, арок на Земле натыкано изрядно. Многие, конечно, созданы сугубо в архитектурных целях. Ну, разные входы, ворота и тому подобное. Многие — как символ божественного почёта триумфаторов. Но есть и такие, которые построены неведомо зачем.
Стоит себе где-нибудь в сторонке посреди лужайки. Или на самом видном месте, но тоже вроде бы исключительно для красоты. Уж не использовалась ли она в древности как портал?..
А почему сами греки триумфальными арками не увлекались, поинтересуетесь вы. Потому что у греков существовало нечто вроде табу на постройки, похожие на храмы, но храмами не являющиеся. То есть, подражать запрещалось.
В общем-то, в качестве портала могла бы служить и банальная дверь. В виде арки — лишь потому, что конструкция получается прочной. А когда прочность достигается за счёт монолитных глыб, то арочная форма становится необязательной.
Минуточку, воскликнете вы, ход мысли потерян, а цепочка умозаключений стала запутанной! Давайте-ка распутывайте, автор!
Хорошо, распутываю. Если можно построить проход между мирами (точнее, обозначить точку прибытия и отправки чем-нибудь материальным) с помощью многотонных каменных блоков, то арка не нужна. А если из камешков поменьше, то в арочном виде будет прочнее.
Соответственно, для обозначения точек переходов между планетами использовались: а) двери в древнегреческих храмах; б) арки на лужайках; в) дольмены в форме навесов на автобусных остановках; г) Врата Солнца у озера Титикака, а также…
В этом месте делаю драматическую паузу. Не потому, что мне так хочется, просто законы жанра требуют. Ведь прямо сейчас выскажу новую теорию. Барабанной дроби и фанфар не слыхать, а театральный эффект ведь нужен.
Смотрим на план Стоунхенджа. Имеется галерея (вернее, то, что от неё осталось) для входа и выхода. Куда можно входить и откуда выходить посреди чистого поля? Казалось бы, приближайся с любой стороны. Но нет, нужен порядок. Иначе приблизитесь к порталу неправильно — и стукнетесь лбами с новоприбывшими. Следовательно, движение должно быть упорядоченным.
Центральная группа и так называемый алтарь — самые важные. Наверное, ведущие куда-нибудь в столицу галактической империи. В любом случае, сама концепция уж очень подозрительно похожа на упомянутые выше Врата Солнца. Разве что без попыток украшения.
Конечно, туземцы превратили такие объекты в места своего религиозного поклонения. Но это произошло гораздо позже, когда движение между мирами закончилось и можно было подходить, не рискуя столкнуться лбами с пришельцами и нарваться на лазерную молнию.
Переносимся из прохладного Альбиона в жаркую Африку, в Нубию, к нильским порогам в двухсот восьмидесяти километрах южнее Асуана. Смотрим на скульптуры Рамзеса II у храма в Ибсамбуле. (Фараон приказал изобразить богов Амона, Птаха и Ра со своим лицом. Четвёртая скульптура развалилась, иначе мы лицезрели бы аж четырёх Рамзесов. Хотя и три — тоже немало.) Внимательно смотрим. Ничего интересного не замечаете?
Храм высечен в скале Абу-Симбель. Между двадцатиметровыми изваяниями — барельеф: дверь, из которой выходит божество. Аккурат над входом в храм. Что это, если не символическое изображение портала? В таком сакральном для древних египтян месте лишних элементов композиции быть не может, иначе зодчих скормили бы крокодилам.
Да, всё логично: посвящённым нужно дать чёткий, недвусмысленный знак, мол, в этом храме есть настоящий портал, действующий. Такой знак должен располагаться над входом и быть видимым издалека даже во время песчаной бури.
Вот потому-то грекам, даже очень богатым, категорически не рекомендовалось строить свои дома такими же, как храмы богов. Чтобы пришельцы, попав в незнакомый город, не перепутали и чётко знали, где именно следует искать порталы. В смысле, чтобы шли сразу в храм, который ни с чем не спутаешь, ибо внесение путаницы — под строгим запретом.
Историки пишут, что ситуация изменилась в так называемый период эллинизма, после завоеваний Александра Македонского. Тогда начали строить что угодно, как угодно и где угодно. Но следует уточнить: где угодно — означает на завоёванных землях, кроме самой Греции. Там табу продержалось долго.
Что ж, пора подводить итоги, резюмировать и структурировать изложенное. Впрочем, это и так уже сделано. Фантаст Энди Поляк (Andy Polyak) предложил следующую классификацию порталов:
1. Локальные — для перемещения в пределах одной планеты, одного города и даже здания.
2. Локальные для транспортировки во времени, не только в пространстве. Лишь в будущее, не нарушая причинно-следственные связи.
3. Межпланетные — для путешествий внутри солнечной системы.
4. Межзвёздные — соответственно, между разными солнечными системами.
Тут, конечно, могут быть разные варианты, ведь это всего лишь версия. К примеру, выходят пришельцы из центральной части Стоунхенджа, переместившись откуда-нибудь из созвездия Ориона, а затем идут к внешнему кольцу локальных порталов, дабы отправиться в конкретные районы Земли.
Жаль, конечно, что над порталами не сохранились таблички с надписями, куда какой ведёт, но что поделать, пять тысяч лет прошло.
Неужели же, удивитесь вы, теперь надо подходить к каждой подозрительной арке с неким заклинанием вроде «сезам, откройся!» в надежде, что древний портал активируется и вы попадёте куда-нибудь на другую планету, в обитель богов, где хорошая экология и нет финансовых кризисов.
Шутки шутками, но если бы всё было так просто, то население планеты уже изрядно уменьшилось бы за счёт массовой эмиграции в другие звёздные системы. Учитывая, что древние постройки уже давно исследованы вдоль и поперёк, кто-нибудь да открыл бы способ сбежать из нашего неразумного мира.
Так или иначе, но найти ничего невозможно в принципе, если не искать вообще, сходу отбрасывая слишком фантастичные гипотезы. Мол, раз уж всем известно, что сие является фантастикой, то и рационального зерна в них быть не может. А ведь они, гипотезы, нередко подсказывают направление для весьма серьёзных исследований.