Инфантильность – незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Инфантильные люди не самостоятельны в решениях и действиях, у них пониженная критичность по отношению к себе и повышенная требовательность к заботе других о себе. Им присущи разнообразные компенсаторные реакции, к ним относятся фантазии, заменяющие реалии, эгоцентризм, эгоизм. Об инфантилизме мы беседуем с протоиереем Александром Ильяшенко
– Психологи считают, что одним из наиболее важных факторов развития инфантилизма являются родители, которые недостаточно серьезно относятся к человеку в детстве.
– Возьмем пример, пусть сильно удаленной от нас во времени, но яркой личности – Юлия Цезаря. Он был совсем еще юношей, когда его преследовали, как человека, представляющего опасность для диктатора Суллы, стремившегося установить в Риме свою единоличную власть. Когда Цезарь скрывался, он был схвачен пиратами. За него потребовали огромный выкуп, двадцать талантов серебра (талант-мера веса у древних греков и римлян, равная примерно 26 кг ). Юлий Цезарь возмутился, посчитав размер выкупа слишком маленьким, и сказал, чтобы требовали за него не менее пятидесяти талантов.
Пока, в течение пяти-шести недель, собирали необходимые деньги, Цезарь, чтобы зря времени не терять, упражнялся в ораторском искусстве, произносил перед пиратами речи. Когда его невнимательно слушали, он приходил в ярость и обещал всех повесить. Он вел себя с ними так, словно они были его телохранителями, а не он их пленником и не выказывал перед ними никакого страха. Выкуп состоялся, его отпустили. Цезарь тут же собрал целый флот, настиг этих пиратов, захватил огромную добычу и исполнил свое обещание, казнив тех, кто попал ему в руки. Другой пример. Князь Александр Ярославич стал Невским, когда одержал блестящую победу над шведским крестоносным войском. Ему тогда было двадцать лет. Это тот возраст, когда современный молодой человек просто еще, можно сказать, “маменькин сынок”.
Конечно, у каждого человека есть недостатки, это касается и выдающихся людей. Если вернуться к разговору о Юлии Цезаре, то А.В. Суворов говорил, что он готов перенять у него его добродетели, но не его недостатки. В Риме был такой обычай. Когда император, то есть полководец, одержавший блистательную победу, справлял триумф – торжественно въезжал в Рим со своим победоносным войском, ведя пленных и везя добытые сокровища, то, чтобы он не слишком зазнавался, впереди этой процессии бежали солдаты и пели что-то вроде частушек: “Прячьте жен: ведем мы в город лысого развратника.
Деньги, занятые в Риме, проблудил ты в Галлии”. В этом Цезарь, конечно, не идеал, порок остается пороком, но трусом он никогда не был и не прятался от опасности, и в том, где он достиг вершин, как выдающийся полководец, как блестящий оратор, как мужественный и решительный человек, он является образцом.
Речь идет о том, что в те времена людей воспитывали иначе, чем сейчас. Тогда человек мог себя проявить. А как сейчас человек может проявить себя? Шаг влево, шаг вправо и считается, что ты уже переступил какие-то границы и уже имеешь дело с правосудием, которое долго разбираться не будет, и ты получишь по всей строгости современных законов. О какой самостоятельности при таких условиях может идти речь? Сейчас все скованы. Человек себя проявить не имеет возможности, поэтому и воспитание становится совершенно неполноценным.
Возьмем, к примеру, не столь далекие времена. Если посмотреть на фотографии, касающиеся последнего Российского Императора Николая II , то мы можем увидеть, что все находящиеся рядом с ним офицеры вооружены. Тогда у каждого офицера оружие было при нем всегда, даже если рядом находился глава государства. Какой-нибудь террорист, злоумышленник, видя рядом офицера, знал, что при нем нельзя безнаказанно преступать закон. Люди с большим уважением относились к человеку в погонах. Тогда был совершенно другой менталитет. К сожалению, за годы советской власти, это из народа было полностью выбито. Теперь военному выдается оружие только, когда он заступает в наряд или на боевое дежурство.
А почему? Он ведь принял присягу, почему ему не доверяют? Я недавно прочитал одну интересную книжку, посвященную начинающим командирам. Ее написал офицер, окончивший Суворовское училище и прошедший большой жизненный путь в вооруженных силах. Он высказывает правильную мысль о том, что учиться нужно всегда, и если ты хорошему можешь научиться у врага, то учись и у врага. И приводит такой пример.
Фашистская Германия, 1936 год. Гитлер собирается посетить некий полк. Естественно, перед визитом такого высокопоставленного лица, в полк прибывает служба безопасности и идет к командиру полка, полковнику, будущему генералу – фельдмаршалу германской армии, Эрвину Роммелю. Роммель этим представителям сказал: “Я и мои офицеры принесли присягу на верность фюреру, мы своей жизнью и честью отвечаем за его безопасность, и я не позволю подвергать сомнению нашу искренность”, и выгнал их. Об этом инциденте, конечно, доложили Гиммлеру, тот Гитлеру. Гитлеру это понравилось, он приезжает в полк, его встречают с подобающим почетом, после чего Роммель “идет в гору”.
Точно так же было и в царской армии, если ты офицер, значит ты человек чести, тебе можно верить всегда. Армия являлась образцом чести и нравственности. Прославленный генерал, князь Багратион П.И. говорил так: “Корпус офицеров, чувствующий высоту своего назначения, никогда не потерпит в обществе своем товарища, оскорбляющего честь подчиненного”.
Так вот, о вопросе вины родителей в развитии инфантилизма в человеке. Родителей формирует общество, в котором они живут, но и люди формируют общество. Если осознать, что мы идем не тем путем, руководствуемся не теми законами, то тогда надо понять, где этот правильный путь и какие законы правильные. Это очень серьезная и трудная проблема государственной важности и решать ее надо серьезно и ответственно на государственном уровне.
– Замечено, что дети, о которых слишком сильно пекутся, болеют чаще и у них даже могут возникать задержки в психологическом развитии. Ребенок начинает вести себя “младше” своего настоящего возраста. Отец Александр, как Вам кажется, что в этом кроется: сильная любовь матери к ребенку или ее эгоизм?
– Здесь кроется и не сильная любовь матери, и не эгоизм, а просто ее неразумие и избыток времени, потому что это ненормально, когда в семье один ребенок. Полноценная женщина может родить и воспитать пять, десять и даже больше детей. Хватает у женщины на это сил и энергии. А если все силы, вся энергия сосредотачивается на одном-единственном ребенке, то это вредно для самого же ребенка. Избыток женской энергии его подавляет. Мать не дает ребенку полноценно развиваться, познавать мир.
Недавно мне пришлось ехать в поезде дальнего следования, на верхней полке сидел мальчик лет восьми и совершенно уверенно и спокойно себя там чувствовал. Его мама сидела внизу, чем-то занималась. Настало время укладываться спать, мамочка встает и снимает с него носочки. Я дар речи потерял. Ну что это за воспитание?! Это скорее гримаса. Маленькие семьи стали нормой, а ведь женщина, чтобы себя полностью реализовать, должна иметь несколько детей, даже много детей. Все это идет от какого-то однобокого воспитания и, конечно, от трудности устроить семейный быт большой семьи.
– Например, мама с папой на работе с утра до позднего вечера. Ребенок предоставлен сам себе. У родителей, особенно у матерей, появляется чувство вины перед ребенком, и они пытаются загладить эту вину с помощью дорогих подарков и “карманных” денег. К чему это может привести? Будет ли ребенок уважать родителей за это?
– Это наша действительность, когда мама с папой на работе. По-другому, к сожалению, не получается. То, что мама переживает за ребенка, хочет как-то украсить ему жизнь, компенсировать свое вынужденное отсутствие, это естественно. Но во всем должна быть мера. Дорогие подарки каждый раз – это ребенка только баловать. Нельзя свое внимание, тепло заменять подарками. Если вместо исполнения своего родительского долга, мать и отец пытаются откупиться, то это, безусловно, негативно скажется и на внутрисемейных отношениях, и на отношении ребенка к своим родителям.
– Папа с работы на диван, а мама и на работе, и на кухне, и уроки с ребенком. Может ли женщина сама, без участия мужчины, воспитать ребенка, как полноценную личность? Этот вопрос касается и матерей-одиночек.
– Когда муж не помогает жене, которая просто изнемогает от своей нагрузки и на работе, и дома, то это приносит дисгармонию в семейную жизнь. “Друг друга тяготы носите, и тем исполните закон Христов” (Галл.6,2). Надо помогать друг другу нести тяготы жизни. Муж должен быть опорой и защитой своей жене, помогать там, где ей трудно. Это будет хорошим примером и для детей. У каждого ребенка тоже должны быть по дому какие-то посильные обязанности. Общее дело семью только объединяет.
Известна масса примеров, когда женщины одни воспитывали замечательных детей, но при этом надо помнить, что то, что может исключительный человек в исключительных условиях, не значит, что это может каждый. Для матери-одиночки ребенок, действительно, часто становится тем единственным человеком, на которого она изливает всю силу своей любви. При этом, конечно, бывают перегибы и искажения в воспитании, которые могут негативно сказаться на становлении ребенка, как личности. Кроме того, отца заменить не может никто, даже самая любящая мать.
– Внутри инфантилизма присутствует агрессивность. Дети могут быть очень жестокими. Становясь подростками, молодыми людьми, оно могут попасть в разные группировки, в которых культивируется жестокость. Как избежать этого?
– Воспитание – процесс постоянный, который должен начинаться с внутриутробного периода. В этот период мамочка должна быть радостной, спокойной, благостной. Ее доброе состояние передается ребенку. Когда родители терпеливо, с любовью ждут появления ребенка на свет, то это благотворно влияет на внутреннее состояние ребенка. Если же в семейной жизни почему-то нет такой гармонии, нет тепла и любви между мужем и женой, то женщина испытывает постоянное чувство одиночества и незащищенности и это, естественно, отрицательно скажется на психологии ребенка и его поведении.
Все это закладывает негативные черты характера ребенка, и когда он вырастет, вероятность того, что он может попасть в дурную компанию или какую-то группировку, возрастает многократно. Жестокость может проявиться потому, что вокруг и по отношению к нему настоящей любви, ласки и понимания он в своей жизни не видел, его родителями было совершено много ошибок, много несправедливого и неразумного.
– Довольно часто наблюдаешь семейные пары, где жена исполняет роль “второй” мамы для мужа. Как Вы считаете, это от недостатка любви в детстве или ее переизбытка, или же какая – то другая причина?
– Я считаю, что это в какой – то мере даже естественно. Материнство – это глубокое, очень благородное свойство женской души. Оно распространяется не только на детей, но и на мужа. Жена относится к нему и как к мужу, и как к ребенку, заботясь о нем. Другое дело, если мужчина проявляет инфантилизм, ждет, что все за него сделают другие. Повторюсь, что это наша действительность препятствует воспитанию решительных людей.
– У меня есть знакомые молодые женщины, которые не могут выйти замуж по причине того, что мужчины не хотят брать ответственность за семью. Этим мужчинам мешает их инфантилизм?
– Да, действительно, многие молодые женщины, прекрасные, умные, работящие, мастерицы не могут выйти замуж, потому что нет достойных мужчин. То пьяница, то развратник, то малодушный и положиться на него нельзя. Это все проявления неправильного воспитания наших людей. В старые добрые времена проблемы найти хорошего мужа не существовало. Сегодня это затруднительно, потому что поменялись жизненные ценности, стремятся к целям, которые нельзя назвать высокими. Сейчас превалируют карьера, гонка за высоким уровнем жизни, славой, властью.
– Отец Александр, как Вы считаете, такое, к сожалению, частое явление в обществе, как алкоголизм, это ведь тоже своего рода инфантильная реакция на нашу действительность?
– Это не инфантильная реакция, это спровоцированная реакция на нашу действительность. Человек пьет от безысходности и от безделья. Из-за своей бесправности он не имеет возможности реализовать себя в какой-либо деятельности.
– А если у него просто желания нет?
– Не может такого быть, чтобы у человека не было желания. Человек, который живет на собственной земле, как минимум, хозяин своей жизни. До принятия христианства земледелец назывался смердом, от глагола смердеть. Понятно почему, это тяжелый физический труд. Когда Русь приняла христианство, то смерд стал крестьянином. Сейчас крестьян нет, тех, кто занимается сельским хозяйством, трудно назвать крестьянами. Есть замечательная былина про Вольгу Святославовича и Микулу Селяниновича. Вольга – это былинный образ князя Олега Вещего. Так вот, едет Вольга со своей “хороброй дружинушкой” по дороге, слышит, как впереди крестьянин поет, “да посвистывает”.
Этот крестьянин землю пашет, а они догнать его не могут. Еле-еле на третьи сутки догнали, разговорились, предложили Микуле ехать с ними. Он согласился, распряг лошаденку, сел, отъехали. Прошло немного времени, Микула вспоминает, что соху в земле оставил, испортится, надо ее из земли вытащить и “бросить сошку за ракитов куст”. Князь Вольга посылает дружинника, тот вытащить соху не может. Двоих князь посылает, и те не смогли. Так мучились, пока Микула одной рукой “сошку” не выдернул из земли. Князь с дружиной удивляются, мол, как же так? Резон былины такой, что хоть ты и князь, а мужик вовсе не меньше тебя, все на крестьянине держится, он всех кормит. Вот какое глубокое самосознание было у народа.
– Сначала слишком опекают в детстве, что приводит к недоразвитию индивидуальности, отсутствию духовного стержня. Потом многие попадают в секты, где все строится на порабощении личности. Вы согласны?
– Да, конечно. Излишняя опека приводит к угнетению человеческой самостоятельности. Проявление инициативы ребенка в семье никогда не должно наказываться. Если ребенок самостоятельно принял какое-то решение и что-то сам сделал, но ошибся, то его, первым делом, надо похвалить, а потом уже постараться вместе с ним разобраться, почему получился такой результат. Нельзя ругать за проявление инициативы. Надо, скорее, себя укорить за то, что не смог ребенка сориентировать, научить, чтобы он эту инициативу проявил грамотно. Человека, лишенного способности проявлять инициативу, лишенного способности здраво оценивать ситуацию, “поймать” в такие западни, как секты, совсем не трудно.
– Жизнь для детей и инфантов сиюминутна: я хочу этого сейчас! Некоторые православные считают, что, к примеру, поставив свечку в храме, результат должен быть чуть ли не сиюминутный.
– Такое потребительское отношение к вере характерно для современности. Оно связано с отсутствием духовной подготовки, смиренного отношения к жизни, трудолюбия. Одного нашего желания не достаточно. Господь подчас ограждает нас от самих себя, потому что мы можем своими желаниями принести себе вред. Такой яркий пример приводит писатель В.Г.Короленко. Когда он был маленьким мальчиком, он увидел у кого-то из гостей вставную челюсть и со всей своей детской верой просил Господа дать ему такую же, однако, Господь не исполнил его просьбу. Духовная жизнь – это борьба, духовная брань которую человек должен вести всю свою жизнь.
– Другой перегиб – фанатизм. Всякий фанатизм эгоцентричен, только свое “эго” он выдает за Бога.
– Фанатизм происходит от греческого слова “танатос”, означающего “смерть”. Фанатик – это человек, который из-за своей искаженной веры готов идти на самые крайние действия. Одно дело самопожертвование святого, а другое дело фанатическое действие человека, далекого от правой веры. Например, японские летчики-смертники камикадзе шли на смерть и считали это воинской доблестью. Для православного человека – это скорее самоубийство, а не самопожертвование. Если задать вопрос: ” Зачем солдат идет на войну?”, как правило, звучит ответ: ” Чтобы защищать тех, кто не может себя защитить, и умереть, если это потребуется”. Это, конечно, верно, но лишь отчасти, полностью с таким ответом нельзя согласиться.
Солдат не камикадзе и не смертник. Он идет на войну не убивать и не умирать, а побеждать. Господь создал человека ради жизни, а не ради смерти. Все мы, как воины Христовы, должны побеждать грех и смерть. Одно дело идти на смерть ради смерти, а другое дело идти на смерть ради жизни. Мученик смерть побеждает, а другой уходит в небытие. А сколько от мучеников посмертных чудес происходит!
– Как Вы считаете, инфантилизм в современном обществе, это всего лишь мода, которая скоро пройдет, или это все более укореняющаяся форма существования?
– Это все более укрепляющаяся форма существования, из-за нашей же бездеятельности, покорности внешним обстоятельствам, неумения и неспособности их преодолевать. Пока мы не поймем, что это позорно и недопустимо, ничего не изменится. Все зависит от человеческой личности, ведь принимают те или иные решения люди, а не якобы объективные законы общественного развития. Нужно искать продуманные, одухотворенные способы, как перестроить многие фундаментальные основы жизни, чтобы каждая человеческая личность могла свободно развиваться.
– В каждом из нас живет ребенок. Конечно, важно, чтобы он не стал тираном, но также важно сохранить его в себе. Как понимать слова Спасителя: “Будьте как дети”?
– В словах “Будьте как дети” (Мф.18,3) Господь говорит о чертах, присущих детской душе: остро чувствовать, искренне радоваться, быть непосредственным, доверчивым, великодушным. Люди, которые прошли огромный духовный путь, часто ведут себя, как дети, в том, что они удивительно чисты, непосредственны, доброжелательны, открыты.
– Почему-то в нашем обществе все, вышеперечисленные, черты детской натуры, воспринимаются, как проявление слабости.
– К сожалению, общество нравственно испорчено. Получается, что с волками жить, по – волчьи выть? Тогда такое общество загрызет само себя, если будет считать нормой такое пренебрежительное отношение к лучшим проявлениям человеческой души. Горе такому обществу и горе тому человеку, который готов поменять свою духовную свободу на “чечевичную похлебку” современных псевдодобродетелей.
-