БЫЛ ЛИ ЗНАКОМ ДРЕВНИМ ЕГИПТЯНАМ «ПРИБОР ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГОРТАНИ»?
Так называемый «ритуал вскрытия рта» был неотъемлемой составной частью древнеегипетских погребальных ритуалов. Согласно свидетельству «Египетской книги мертвых», рот у умершего открывали лишь на семидесятый день после бальзамирования. Разумеется, в эпоху Среднего царства это был уже всего лишь ритуал. При его выполнении в рот мумии вставлялся особой инструмент, а жрец произносил особые заклинания.
В так называемом «папирусе Хунефер» из захоронения № 290 в Фивах изображена сцена, запечатлевшая ритуал вскрытия рта у мумии.
Инструмент в левой руке жреца, который находится на приставном столике, справа от «разжима», может представлять собой дыхательную трубку (трубку для подачи воздуха). На конце этой «трубки для подачи воздуха» находится устройство, которое вполне могло быть баллоном для нагнетания сжатого воздуха. Оно имеет не просто изогнутую форму, как современные устройства для подачи воздуха, а выпукло-вогнуто-выпуклую. Эта форма была широко распространена в качестве приставной трубки. Длина трубки составляет 1 /5 роста жреца, то есть 30—32 см при росте человека 150—160 см. Диаметр трубки составлял примерно 1/20 ее длины, то есть 1,5—1,6 см. Это чуть великовато по сравнению с внешним диаметром современных трубок, равным 1,3 см. Поскольку в папирусе Хунефер не приведено никаких технических параметров, все размеры определены приблизительно.
Ввод дыхательной трубки производился двумя руками. Одной рукой ларингоскоп вводили в рот пациента, приоткрывая вход в гортань, а другой вставляли трубку для подачи воздуха. Тот факт, что жрец держит «ларингоскоп» в одной руке, а трубку для подачи воздуха — в другой, можно считать самым сильным аргументом в пользу гипотезы Оклица.
Справа от трубки для подачи воздуха на приставном столике лежит еще более тонкий «стержень». Возможно, что это — вводный стержень. Он вставлялся в более гибкую трубку, чтобы удобнее было вводить ее в гортань, а затем извлекался обратно.
Над «разжимом из бронзы» находятся два баллончика. Хотя их назначение в качестве дыхательной подушки, что называется, лежит на поверхности, она, поскольку ее внешний диаметр составляет всего ок. 6 см (а объем — всего 100 миллилитров), слишком мала, и к тому же у нее нет вентиля для принудительного дыхания. Нет, в данном случае речь идет о «приборе для обследования гортани», созданном в 1988 г. Д.Ф. Нанном.
Подобный прибор имел типичный объем 50—100 миллилитров, не имея при этом вентиля. Он использовался после ввода трубки подачи воздуха; его надевали, сдавливали и отпускали. В случае, если дыхательная трубка правильно совмещалась со вставкой, прибор вновь заполнялся выдыхаемым воздухом. При неверном (опасном для жизни!) совмещении этих трубок прибор оставался незаполненным.
Над трубкой для подачи воздуха и справа от прибора для обследования гортани показан более короткий шланг, на конце которого отсутствует приспособление для приема выдыхаемого воздуха. Возможно, это — трубка Вендля. Такие трубки применяются для помощи пациентам, которые находятся без сознания, но еще спонтанно дышат. Эта трубка вводится через нос в глотку (то есть сверху в область гортани). Длина трубки Вендля — 15—16 см, что примерно вдвое короче трубки для подачи воздуха и вполне соответствует размерам современной трубки Вендля.
Справа от трубки Вендля находится нечто вроде «шприца», у которого, правда, отсутствует игла или какой-либо насадок.
Хотелось бы заметить, что кошка сознательно оставлена над приставным столиком. Из-за своей курносой мордочки кошка, по-видимому, использовалась в качестве учебного образца для ввода трубки подачи воздуха. Она и сегодня, несмотря на широкий выбор аналогов, применяется для опытов в лабораториях США. Для древних египтян мумифицированная кошка вполне могла использоваться в качестве своего рода подопытного образца. Жрецы легко устранили бы все сомнения относительно допустимости использования священных кошек для этой цели, ибо ритуал вскрытия рта также почитался священным.
Хотя ключевой тезиз Оклица, ставящий знак равенства между ритуалом вскрытия рта и вводом трубки для подачи воздуха, является смелой и новой гипотезой, отдельные составляющие его утверждений уже предлагались ранее. Мнение о том, что медицина и хирургия в Египте эпохи Древнего царства (примерно за 1000 лет до создания папируса Ху-нефер) располагали познаниями и возможностями, которые впоследствии оказались утраченными, было высказано Роулингом. Тот высказал предположение о том, что ритуал вскрытия рта представляет собой символическое воспроизведение специфической медицинской процедуры (промывки рта у новорожденного). Инструменты, изображенные в самом нижнем ряду на приставном столике, могут представлять собой инструменты для помощи роженице. Паль доказал, что ритуал вскрытия рта производился хотя бы в отношении некоторых мумий. Штеттер упоминает о находке панели, относящейся к глубокой древности, и такой же панели, датируемой эпохой Древнего царства. На этой панели изображена трахеотомия (хирургическая операция по вскрытию дыхательных путей внутри гортани, производимая вместо описанного выше ввода трубки подачи воздуха через рот).
Если гипотеза о том, что ритуал вскрытия рта представляет собой символический аналог ввода трубки для подачи воздуха, окажется справедливой, это будет означать подлинный переворот в истории медицины Древнего Египта. Необходимы широкие дискуссии по этой теме в специализированной прессе, посвященной проблемам медицины и египтологии.
ВОЛЬФГАНГ МАЛЕК, КАТАРИНА КЁТТЕР И ГЕОРГ ПЕТРОИАНУ