Есть такое условное понятие, как “счастливое детство”, и, несмотря на то, что в каждом реальном детстве встречается множество огорчений и проблем, это понятие имеет право на жизнь. Потому что в детстве человек, так или иначе, защищен родительской заботой, принятым в обществе снисходительным отношением к малышам и своей природной умильностью, подростковый же период, никто не называет счастливым. Наоборот это, пожалуй, самая тяжелая часть жизни.
Природа делает свое – организм человека после 13-14 лет, анатомически и физиологически, становится практически готов к выполнению своих основных функций. Гормональный фон, сопровождающий сексуальное созревание, наполняет подростков энергией, требующей активного применения. Личность, вступающая в пору своего формирования, нуждается в признании со стороны общества, а желание понравиться противоположному полу толкает подростков на “подвиги”.
И при всем этом: душевная незрелость, отсутствие жизненного опыта, неадекватная самооценка и болезненное самолюбие. Часто подростки переценивают свои силы, и тогда они склонны к безответственным заявлениям и необдуманным поступкам, а это всегда приводит к конфликту с окружающим миром. Либо же, опасаясь неудачи и неловкого положения, они становятся нерешительными и замкнутыми в себе, что создает напряжение и внутренний конфликт.
Так или иначе, конфликт. Это, можно сказать, “девиз” подросткового племени. Они – чужие и беззаботному миру детства, и активному, ответственному миру взрослой жизни. Причина же этого конфликта – в несоответствии того, что внутри, и того, что снаружи, – несоответствие ощущаемых подростком сил, желаний и умения их применить и реализовать.
Раньше, в естественной жизни на природе в деревне, подросток естественным образом входил во взрослую жизнь. С детства он начинал помогать родителям, и они, со временем, давали ему все более и более ответственные поручения. Кстати, русское слово “отрок”, обозначающее тот самый возраст, который мы называем подростковым, изначально имело резон – помощник, слуга.
Участвуя вместе со взрослыми во всех работах, отрок получал признание и естественный пропуск в общественную жизнь. Определенным образом зарекомендовав себя, он мог обзавестись семьей. Подбором пар занимались взрослые, и от усердия молодого человека, от общественной оценки его потенциала зависело то, насколько престижным будет его брак.
Как бы примитивно и допотопно не выглядела сегодня эта схема вхождения во взрослую жизнь, она превосходно работала в течение тысяч лет, и к моменту взросления у подростков было гораздо больше жизненного опыта и понимания человеческих отношений, нежели теперь.
Нет смысла лить слезы по ушедшим временам, действовать надо сейчас. Кризис подросткового периода становится все более тяжелым, и нам необходимо что-то предпринять. Нам стоит подумать о том, чему мы учим своих детей. Мы обучаем их множеству различных предметов, но совсем не готовим их к вхождению в самостоятельную жизнь.
Жизнь самостоятельная – не означает, отдельная от всех, наоборот, самостоятельность и успешность определяется сегодня взаимодействием с обществом, включением в него. Поэтому, для того чтобы облегчить кризис подросткового возраста и избежать его негативных проявлений, мы должны продумать механизмы включения взрослеющего человека в общую жизнь, а именно, в общую деятельность.
Речь идет не о том, чтобы сделать из подростков подмастерьев и увеличить за их счет производство, как это пытались сделать в свое время в Российских учебно-производственных комбинатах (УПК). Просто надо научить наших детей быть полезными для других. Не указывать им, делать то или иное, но привить вкус к тому, чтобы быть нужными.
Ощущение своей необходимости, причастности к тому, что делают другие люди, – это очень здоровое чувство. Оно дает человеку веру в себя и спокойное доверчивое отношение к окружающим. Было бы очень хорошо, если бы наши дети входили во взрослую жизнь именно с таким чувством.