Теперь ее можно вызвать в любой момент. Было бы желание…
Американские и швейцарские нейробиологи сообща обнаружили, где в нашем организме живет… любовь. Специальные исследования велись несколько лет: методом функциональной магнитно-резонансной томографии ученые определяли у добровольцев области мозга, которые активизируются при возникновении чувства любви.
На первый взгляд все происходило донельзя просто: испытуемых помещали в томограф, а он показывал, к каким отделам мозга приливает артериальная кровь в тех или иных ситуациях. На экране перед глазами добровольцев поочередно возникали имена и фотографии различных людей — друзей, знакомых или просто посторонних. Но среди них обязательно попадался объект обожания. Затем ПК анализировал полученные томограммы, сравнивая реакцию тех или иных участков мозга на демонстрируемые добровольцам материалы.
Было проведено в общей сложности шесть экспериментов. В них приняли участие 120 добровольцев — 99 женщин и 21 мужчина. Работы были опубликованы, и про них практически забыли, не придав особого значения. Пока профессор Сиракузского университета Стефани Ортиг не решила поднять и проанализировать исследования заново. И тут выяснилось невероятное: у всех испытуемых при одинаковом стимуле, например визуализации объекта обожания, возбуждение возникало в одних и тех же участках мозга. Фактически это означало, что во время экспериментов было найдено место в голове человека, где рождается любовь. Имена и фотографии объектов вожделения вызывали у всех испытуемых резкое возбуждение островка и передней части поясной извилины — эти отделы объявлены ответственными за сексуальное возбуждение.
«Это интересный результат, хотя он был частично ожидаем, — комментирует ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН доктор биологических наук Александр Марков. — При подобных воздействиях на мозг активизируется так называемая система награды, отвечающая за чувство удовольствия». Более того, есть предположение, что эти же области подкорки возбуждаются под действием стимулирующих препаратов. Тогда это фактически объясняет, почему у влюбленных возникает чувство эйфории, почему они, как принято говорить, теряют голову.
Исследователи обратили внимание, что в подкорке мозга при наличии любовных стимулов у испытуемых снижалось также возбуждение миндалины, отвечающей за чувства страха, тревожности и беспокойства. То есть тех чувств, которые естественным образом охраняют человека от ошибок и глупых поступков. Так и возникает «любовь без тормозов»…
Выбери меня
Несмотря на то что, по мнению самих исследователей, их эксперименты позволяют лишь в общих чертах определить участки мозга, которые задействованы при стимулах любви, открытие позволяет сделать ряд выводов и даже заглянуть в будущее. К примеру, заведующий сектором Института философии РАН доктор философских наук Рубен Апресян предполагает, что знание о том, как функционирует светлое чувство, может научить человека воздействовать на него: «Не исключаю, что, искусственно возбуждая соответствующие участки мозга, которые активизируются для естественных чувств, можно всегда при желании их вызвать». Для этого будет достаточно лишь определенных технических приспособлений наподобие тех, которыми пользовались экспериментаторы. В таком случае и стрелы Амура больше не будут чем-то мифическим, а обретут вполне материальный вид.
Но что на самом деле это даст? Неужели достаточно будет подключить к голове десятка два проводов, чтобы заставить человека полюбить? Или это будет всего лишь иллюзия чувства? Рубен Апресян считает, что «техническое воздействие на мозг сможет вызывать именно чувство. И оно будет не иллюзорным, а настоящим влечением». Человек сможет воспринимать его реально в данный момент к данному человеку. Но при этом ученый оговаривается, что это не будет иметь ничего общего с любовью. Возникнет то, что мы называем любовной страстью, или, если хотите, аналог любви с первого взгляда.
Впрочем, дальнейшие исследования нейробиологов выявили одну интересную вещь: при реакции на стимулы любви у добровольцев отмечалось стойкое возбуждение некоторых отделов коры головного мозга. А кора в отличие от подкорки контролируется сознанием. «Подкорка отвечает за дыхание, сердцебиение, пищеварение, — рассказывает врач-психиатр Городской клинической больницы им. С. П. Боткина Александр Морозов, — то есть за все то, что происходит без включения сознания, когда человек действует «на рефлексе». Если же задействована кора, то это говорит о том, что процесс на порядок сложнее». Возбуждение отделов коры доказало ученым, что любовь — не чисто инстинктивное и бессознательное явление, а связанное с высшими когнитивными, познавательными функциями мозга.
Что же получается? С одной стороны, вызвать влечение или даже чувство, схожее с любовью, конечно, можно, но вряд ли оно будет стойким. Как только человек подключит кору мозга, то есть критически оценит происходящее, — любовь, скорее всего, развеется как дым. Но, с другой стороны, если поводов для критики не окажется, то может зародиться любовь невиданной силы, та самая, которая до гробовой доски. Впрочем, играть на чувствах ученые пока не торопятся: если сегодня, полюбив «козла» естественным образом, люди лишь сетуют на то, что любовь зла, то завтра начнут искать тех, кто «за козла ответит». И ученых эта перспектива ох как не греет…
Владимир Крючков
Мнения
Эдуард Костандов, главный научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивных процессов Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, доктор медицинских наук, профессор:
— Изучать любовь — не задача нейрофизиологов. Это задача психологов. Любовь — сложная вещь. Она меняется в течение жизни, перерастая из одной фазы в другую. Нельзя все сводить к химическим реакциям, активации каких-то участков коры или подкорки. Может быть, и есть различия в деятельности мозга, когда мы видим приятного или неприятного человека, но насколько одинаковы у всех людей изменения, происходящие при возникновении чувства любви, сказать сложно. Любовь — нечто большее, чем базовая эмоция. Базовой она может быть, только если направлена на удовлетворение сексуальных потребностей.
Ольга Маховская, старший научный сотрудник Института психологии РАН, кандидат психологических наук:
— Человек состоит не из имени или фотографии, а из цвета, запаха, образа, тембра голоса и так далее. В нем что?то трогает, что-то раздражает. В общении с любимыми важны нюансы. Ни одно сложное чувство человека никогда не будет связано с каким-то определенным участком мозга. Это всегда труднопредсказуемый, динамичный и индивидуальный рисунок, невоспроизводимый в эксперименте. Если я захочу поставить опыт по механике воздействия на человека, то это практически невыполнимо. Примитивно полагать, что при воздействии на какую-то точку пройдет импульс и вы что-то почувствуете. Можно, конечно, создать такой очаг возбуждения в голове, что человек поверит во все, что угодно, то есть довести его до галлюцинаций. На таком фоне можно многое внушить. Но пройдет время, и человек все равно выберет тех людей, которых выбирал раньше. Почему он это делает — порой трудно ответить даже ему самому. На выбор влияют десятки и сотни факторов, формирующихся на протяжении жизни. Однако если откроют точечные способы воздействия на мозг и научатся вызывать социальные чувства, то последствия мне страшно представить.
Владимир Крючков
-