Западная цивилизация, с её преклонением перед точностью и практичностью, конечно, всегда придавала особое значение вычислениям и измерениям.
При этом числа пользовались огромным почетом начиная с самых древних времен, нередко наделяясь мистическим ореолом.
Начиная с Пифагора, числа прочно вошли в Западное мышление не только как инструмент счисления, но и магический инструмент.
Пифагор говорил своим ученикам, что числа правят миром. Его нумерологическое учение было основано на убеждении, что числа скрывают и содержат в себе тайну Вселенной. Платон, верный пифагорейской традиции, утверждал, что математический код — неотъемлемое свойство мироздания — лежит в основе всех явлений. Выражаемые числами идеи абсолютны, неизменны и совершенны. Халдейская интерпретация магической науки о числах дошла до наших дней в Каббале, где, согласно Гематрии, числа являются не только символами основ мироздания, но и элементами – частицами, из которых состоит все сущее (кстати, именно Гематрия – манипуляции с числовыми соответствиями букв – и составляет основу современной нумерологии).
При этом само представление о магическом значении и использовании чисел нередко оставалось смутным и недостаточно осознанным.
Магический миф, ориентированный прежде всего на расширение осознания, конечно, имеет своё описание механизма действия чисел.
Главная идея этого описания заключается в том очевидном факте, что характер любого взаимодействия между объектами напрямую зависит от количества взаимодействующих объектов: один объект полностью открыт для любых влияний, и, в то же время, ориентирован, прежде всего, сам на себя; между двумя объектами неизбежно возникает определённое противостояние, ведущее либо к их взаимному ослаблению, либо к взаимопомощи; три объекта почти всегда определяют две пересекающиеся прямые, то есть приводят к соединению различных течений; четыре объекта вводят двойное противопоставление, образуя устойчивую систему, пять объектов выводят один из них на передний план; шесть объектов устанавливают противостояние двух целостных систем – двух триад; семь объектов устанавливают взаимодействие между триадой и тетрадой и так далее.
Отсюда возникла идея о том, что единице соответствует понятие целостности, двойке – раскола, тройке – гармонии, четверки – воплощения, пятерке – освобождения, шестерке – упрочнения, семерке – господства духа над материей и так далее.
Однако справедливо и обратное: идея гармонии для своего выражения требует трех объектов, а, например, идея замкнутости пространства – шести.
Более того, по закону аналогий каждая идея объективируется в сознании в виде соответствующего ей числа. Поэтому, скажем, в жизни человека, склонного к материальным проявлениям, будет преобладать четверка, а в жизни человека, чьи жизненные задачи требуют максимальной свободы воли – пятерка.
И в этом случае также верно обратное: используя четыре объекта, маг облегчает материализацию, а задействовав семь элементов – устанавливает примат духа.
Таким образом, в основе магического представления о числах лежит идея взаимодействий, и «сила чисел» на деле оказывается именно энергией этих взаимодействий, на осознание и учет которых и направлено внимание мага.