Готовится захват астероидаПервая экспедиция к опасному небесному телу намечена на 2016 год.
Сегодня ученые вновь вернулись к обсуждению фантастического проекта – высадки людей на астероиде. Технической оснасткой для осуществления подобного плана занялись специалисты NASA и компании «Локхид-Мартин» – крупнейшей в мире компании, специализирующейся в области авиа – космической техники. Совместно они разработали программу по отправке пилотируемой миссии к астероиду с использованием корабля Orion («Орион»). Этот новый космический корабль придет на смену флоту шаттлов, и первоначально его разрабатывали для доставки астронавтов на Марс.

Детальный проект по доставке людей к астероиду на «Орионе» представил на недавней конференции в американском институте Аэронавтики и Астронавтики доктор Джош Хопкинс из «Локхид Мартин спейс системз компании» (Lockheed Martin Space Systems Company).

Хопкинс сообщил, что новый космический проект получил название «Plymouth Rock – An Early Human Asteroid Mission Using Orion», то есть «Плимутская скала» – начальная пилотируемая миссия на астероид с использованием корабля «Орион».

Напомним, что Плимутский камень – скала, к которой, по преданию, причалили почти четыре столетия назад высадившиеся с корабля «Мэйфлауэр» первые поселенцы, прибывшие для создания новой колонии в Северной Америке. Эта высадка фактически положила начало истории США. А теперь, по замыслу ученых, небольшие астероиды могут стать «плимутской скалой» для всего человечества: источником различных материалов и воды, а также укрытием от космических лучей в ходе долговременных пилотируемых полетов. Итак, вот приблизительная модель пилотируемой миссии к космическому страннику.

Готовится захват астероида

1. Носитель Ares I выводит на околоземную орбиту корабль «Орион» с экипажем, сообщает galspace. Далее стартует ракета Ares V со специальной ступенью EDS (Earth Departure Stage), то есть ступенью для ухода с орбиты Земли. EDS, в свою очередь, несет так называемый модуль доступа к поверхности астероида (NEO Surface Access Module – NSAM), который и должен быть задействован во время высадки.

2. «Орион» стыкуется с EDS на околоземной орбите.

3. EDS включает двигатель, и вся связка отправляется в путешествие к намеченному астероиду. Во время перелета NSAM служит дополнительной жилплощадью для экипажа.

4. После выработки топлива EDS отбрасывается. Связка «Орион»-NSAM приближается к астероиду. Экипаж выбирает подходящее место для посадки, при необходимости выполняя несколько близких подлетов к поверхности вплотную. Возможно, в выборе площадки миссии поможет предшествующий визит к тому же астероиду автоматического зонда.

5. И, наконец, самая важная часть миссии – посадка. Поскольку гравитации у астероида практически нет, то NSAM вместе с кораблем должен прицепиться к поверхности небесного тела. Для этого NSAM использует собственные двигатели (для прижатия), набор из воздушных подушек (для смягчения касания), несколько датчиков контакта по кругу (с индикацией в кабине) и несколько гарпунов-якорей (для соединения с астероидом). В случае неудачного соединения можно повторить попытку в новом месте. С собой команда возьмет запасные гарпуны, которые можно при необходимости установить взамен использованных.

6. Работа экипажа на поверхности астероида, сбор образцов и так далее. Помимо ручной работы, будет задействован дистанционно управляемый бур, установленный на NSAM. На него же можно положиться, если выход из корабля будет почему-либо невозможным. Во время прогулок по астероиду астронавты использовали бы заплечные реактивные ранцы для облета окрестностей. На Землю можно будет доставить приблизительно 100 килограмм собранных образцов скалистых образований.

7. Старт к Земле. Нижняя часть NSAM с якорями и некоторым оборудованием остается на поверхности, как долговременная научная станция. Главный двигатель «Ориона» переводит всю связку на траекторию полета домой. При этом оставшаяся часть NSAM опять служит дополнительной каютой для экипажа.

8. Приближение к Земле. «Орион» сбрасывает NSAM, затем и свой сервисный модуль, а коническая капсула с экипажем входит в атмосферу и приземляется на парашютах.
- Вся миссия займет от трех до шести месяцев, и возможность реализации такого фантастического предприятия очень высока, – уверял коллег Джош Хопкинс. – Во-первых, большая часть необходимой техники и без того будет спроектирована и создана в рамках лунной программы, а значит – затраты на визит людей на астероид не окажутся запредельными. Во-вторых, полет на астероид станет прекрасной репетицией марсианской миссии – еще более сложной.

Исследовательская команда уже идентифицировала те небесные тела, к которым можно направить космические корабли в период с 2015 по 2030. Так, первая предполагаемая цель запуска 2016 года – это 6-11-метровый астероид 2008 HU4, который пройдет на расстоянии в 4 миллиона километров. В 2019 году целью является астероид 2008 EA9 аналогичных размеров, который пройдет на расстоянии в 7,5 миллионов километров.

Другие исследования показали, что по крайней мере 44 объекта околоземного пространства могут быть достигнуты к 2025 году. А 13 апреля 2029 года придет время сражаться с самым опасным каменным гостем диаметром в 390 метров – Апофисом, тесное сближение которого с Землей – почти 28 000 км! – с опаской ожидают астрономы. Мощность взрыва при падении одного такого «камушка» будет сравнима с 200(!) тунгусскими метеоритами.

- Но для того, чтобы себя обезопасить от такого монстра, у нас еще есть 18 лет, – успокаивал доктор Хопкинс. – До Апофиса мы отрепетируем «встречи» с подобными гостями из космоса и найдем верное решение: уничтожить его ядерным взрывом или применить безопасные законы физики. (Один из самых экзотичных вариантов предполагает, что Апофис следует завернуть в пленку с высокой отражающей способностью, и тогда давление солнечного света на пленку изменит орбиту астероида. – С.К.).

Впрочем, астероиды не обязательно изучать лишь с целью возможного разрушения.

- Они могут быть использованы в качестве источников полезных ресурсов, таких как вода, для внеземных пилотируемых миссий, либо послужить экраном от излучений, – заметил еще один докладчик на конференции председатель сообщества НАСА по планированию и определению приоритетов исследования малых тел в Солнечной системе (SBAG) Марк Сайкс. – Кроме того, необходимо отметить, что научные задачи по изучению астероидов, по идее, могут выполнять и беспилотные автоматические станции. Но трудно переоценить важность рейса людей к астероиду. Это не только робкая «проба пера» перед грядущим распространением деятельности человека на всю Солнечную систему. Как показала практика, зонды зачастую ставят миссию на грань провала из-за какого-нибудь пустяшного отказа, с которым живой человек смог бы справиться.

У французов свои планы на астероид

Они хотят захватить астероид и протаранить им опасный для Земли другой астероид

Двое исследователей – Дидье Массонн (Didier Massonnet) и Бено Мейсеньяк (Benoit Meyssignac) из Национального центра космических исследований Франции (CNES) – придумали новый способ борьбы со смертельно опасным для землян астероидом, сообщают romantiki. Они предлагают с помощью робота «захватить» другой, безопасный астероид меньшего размера, «оставить его в запасе» на случай кризиса, а при приближении беды направить «пленника» на потенциальную скалу-убийцу.

- Такой захват астероида был бы одним из самых замечательных достижений человечества, – пишут французские ученые в журнале Acta Astronautica. – Согласно нашему плану, «военные» действия должны развернуться в 1,5 миллионах километров от Земли, где силы притяжения нашей планеты и Солнца сбалансированы. Если бы обнаружился больший астероид, представляющий угрозу Земле, маленький 40-метровый «камень» мог бы быть перемещен на орбиту агрессора в течение восьми месяцев.

Для захвата астероида ученые планируют использовать небольшого робота, который бы сел на поверхность объекта и принялся перемалывать его материал, выбрасывая прочь, чтобы создать реактивную силу, необходимую для управления астероидом. Захват занял бы год рытья – роботу пришлось бы удалить значительную долю от массы маленькой «скалы».

 

-