Шаровая молния способна не только разрушать, но и творить чудеса
Автор: Смелянский Владимир
Шаровая молния остается одним из самых загадочных явлений природы. Она издревле будоражила воображение людей. По древнеславянским поверьям, эти огненные шары – капли пота, скатывающиеся с лика разгневанного бога грома и молнии – Перуна Сварожича. А ученые до сих пор так и не пришли к единому мнению о том, как и почему они возникают. Мне довелось достаточно близко увидеть шаровую молнию и убедиться, что не все приписываемые ей чудесные свойства являются игрой человеческой фантазии.
По приглашению старого приятеля Виктора Леутина я приехал в небольшую деревушку, расположенную примерно в ста километрах от Уфы. Стоит она прямо на берегу реки Белая, и Виктор клялся, что рыбалка здесь прямо-таки царская. В первый же день мы с приятелем, еще двое местных ребят, взяв удочки, закидушки, прочую рыболовную снасть, запас продуктов, погрузились в моторку и отправились к заветному месту. Часа через два пристали к сколоченному из толстых корявых досок причалу на пустынном, поросшем кустарником берегу. Места там безлюдные – единственным строением оказался покосившийся сарайчик, где нам предстояло переночевать.
Рыбалка и правда удалась. Поймав килограммов двадцать рыбы, мы уже предвкушали уху на свежем воздухе, но неожиданно небо нахмурилось, и из свинцово-серых туч посыпались пока еще редкие капли дождя. Чертыхаясь, торопливо собрали снасти и побежали в сарай. Успели вовремя: через пару минут стихия разыгралась не на шутку. Дождь ожесточенно забарабанил по крыше нашего убежища, а резкие порывы ветра осыпали нас через основательные щели в стенах водяными брызгами. Загрохотал гром. Быстро стемнело.
- Видно гроза надолго зарядила, – заметил Виктор. – Надо хоть фонарь зажечь. Чего в темноте-то сидеть?
Он потянулся к своему рюкзаку, но в это мгновение рядом с сараем сверкнули сразу две молнии. И тут же в полумраке мы увидели висящий прямо над нашими головами светящийся шар. Слегка потрескивая, он медленно опускался по какой-то спиралеобразной траектории. Оцепенев, мы с изумлением наблюдали за ним. Помню, что размером шар был чуть крупнее футбольного мяча и от него исходил сильный запах озона. Но какого-то жара мы не чувствовали. Внезапно изменив направление, шар стал перемещаться в угол, где лежали снасти. Коснулся металлического ящика с запасными лесками и крючками, зашипел и опять подпрыгнул вверх. Виктор, у которого от неудобной позы, видно, онемело тело, пошевелился, вздохнул, и молния, словно привлеченная его движениями, плавно спланировала прямо ему на голову. Ребята вскрикнули, а огненный шар с треском лопнул и рассыпался искрами…
Бросив в сарае вещи, мы схватили неподвижно лежащего Виктора и на лодке доставили в больницу райцентра. К счастью, уже в приемном отделении он очнулся и заговорил с нами. Врачи, осмотревшие моего приятеля, пришли к выводу, что спасла его кожаная кепка. Молния прожгла ее, но голова осталась цела. Правда, на макушке Виктора появился идеально ровный круг седых волос. Он не исчез и после стрижки под ноль.
Позже Леутин рассказал, что сознания не терял – отчетливо видел нас и слышал голоса. Но ему казалось, что двигаемся и говорим мы, как при замедленной съемке. После столкновения с шаровой молнией он стал слегка заикаться, но никаких других расстройств здоровья у него нет.
Да, вернувшись в сарай за своими снастями и рыбой, мы обнаружили, что в ящике, на который спикировал огненный шар, расплавились все крючки. А пластмассовые коробки, в которых они лежали, и мотки лески остались совершенно целыми. И еще одно: среди продуктов в рюкзаке Виктора лежало несколько сырых яиц, завернутых в газету. Все они оказались пустыми – одна скорлупа, но без единой трещинки.