Древнейший период истории майя ученые называют периодом Древнего царства. Но сразу же следует оговориться, что это название одного из периодов истории майя, а вовсе не название государства. Древнее царство кончилось примерно в IX или X веке, когда майя покинули последний из своих великолепных городов на берегах животворной реки и переселились на Юкатан, в новую область, которая теперь уже навсегда станет их отчим краем. На Юкатане майя построили тоже много великолепных городов — Кабах, Чичен-Ица, Ушмаль и др. Но самый прекрасный из них и более всего вызывающий восхищение — это Паленке. Его называют «самым утонченным городом» индейской Америки.

 

 

Название Паленке появилось уже в послеколумбову эпоху Так называлась небольшая деревенька, которая возникла здесь вскоре после прихода испанцев Однако никто тогда не подозревал, что в нескольких километрах от деревни, среди Лакандонских джунглей много столетий назад существовала настоящая столица. По всей видимости, это был самый красивый город в этой части индейской Америки. В лесах вокруг развалин и сейчас, как много столетий назад, живут несколько разбросанных семей индейцев племени чоль Они, вновь открывшие город своих давних индейских предков, называют эти развалины «Оттиоттиун» — «Каменный город». Кроме чолей, в непосредственной близости от Паленке жило когда-то еще одно индейское племя — цельталь. На их языке Паленке переводится как Гхо-Гхан — «Змеиный город». Вполне вероятно, что это название и было доколумбовым обозначением Паленке. «Змеиный город» находится неподалеку от окраины Ланкандонского леса, на высоте примерно 100 метров над уровнем моря. Развалины зданий встречаются примерно на расстоянии восьми километров.

 

Паленке с первого взгляда завораживает необычайно красивым расположением. В нескольких метрах за пирамидами и необыкновенным дворцом возвышаются горы, покрытые густой зеленью. Девственный лес заявляет о себе повсюду. Задние стены зданий паленке упираются в Тумбольские горы (один из отрогов центрально-американских Кордильер). Со стороны фасадов зданий, от дверей дворцов и святилищ открывается великолепный вид на бесконечно зеленый ковер — на море непроходимых лесов, которое тянется 130 километров и кончается у настоящего моря — Мексиканского залива.

 

 

Этот древний город случайно нашел воинский патруль, заблудившийся в джунглях мексиканского штата Чьяпас. Солдаты обнаружили в лесу деревушку Санто-Доминго-де-Паленке, о существовании которой колониальные власти даже не подозревали, и одновременно развалины великолепного храмового центра. Но только через 25 лет, в 1784 году, колониальная администрация послала для изучения древнего города первую экспедицию, давшую блестящие результаты. Паленке великолепно расположился у гряды холмов, поросших высоким тропическим лесом. В древности его здания были украшены лепными фризами и росписями. Лишь немногое сохранилось до нашего времени, поэтому приходится полагаться на рисунки, сделанные ранними исследователями, особенно Казервудом. nРаботая в очень тяжелых условиях, больные малярией. страдающие от клещей и других кровососущих насекомых, Стефенс и Казервуд составили первое точное описание города, сопроводив текст множеством отличных иллюстраций.

 

 

В официальной части города расположено множество зданий, имевших большое значение в социальной и религиозной жизни индейцев майя: Пирамида (или храм) Надписей, дворец, Храм Солнца, Храм Графа, Храм Черепов, Храм Креста, Храм Процветшего Креста, поле для игры в мяч. Все эти здания возводились под личным патронажем правителей Паленке, самым выдающимся из которых был Пакаль, взошедший на престол в 615 г. н. э. в возрасте 12 лет и скончавшийся в 683 г. Пакаль унаследовал трон после краткосрочного правления своей матери, госпожи Зак Кук. После ее смерти он провозгласил Зак Кук родительницей трех богов майя, тем самым придав монарху статус сына божьего.

 

Пакаль погребен в каменном саркофаге под пирамидой, которую часто называют Храмом Надписей. Тело правителя было богато убрано нефритовыми украшениями, а на лицо была положена также нефритовая маска. Саркофаг закрыт искусно вырезанной плитой. Храм Надписей, пожалуй, самый известный из всех сооружений Паленке, впервые подвергся тщательному изучению в 1952 г. Его высота достигает 23 м — это самое высокое из всего комплекса здание; он имеет сложную восьмиуровневую структуру. Наверх ведут 69 крутых ступеней.

 

 

За всю свою историю Паленке находился под властью 12 монархов, каждый из которых выполнял одновременно роль светского правителя, верховного жреца и главнокомандующего. Пакаль и его дети оставили самый яркий след в истории: именно в период их правления была создана основная масса всемирно известных таинственных строений. После смерти Пакаля его сын Чан-Балум (имя переводится как «Змея-Ягуар») взошел на престол и правил в течение 18 лет. Помимо создания Пирамиды Надписей, период его правления ознаменовался строительством Храма Креста, Храма Процветшего Креста и Храма Солнца.

 

После смерти Чан-Балума власть перешла в руки его брата Кан-Ксула, который провел на престоле следующие 23 года. В это время дворец был перестроен и приобрел облик, частично сохранившийся до наших дней. Тогда же в дворцовый ансамбль была добавлена загадочная башня, которая, очевидно, использовалась в качестве обсерватории. Здание представляет собой лабиринт комнат, подземных помещений и внутренних двориков. При правлении Кан-Ксула был возведен Храм XIV.

 

 

Загадочный Паленке представляет огромное поле для исследований: в настоящее время закончены раскопки только 34 из 500 обнаруженных строений. В процессе изучения возникает множество вопросов и загадок. К примеру, Храм Ягуара украшен резьбой, во многом напоминающей изображения в индуистских храмах, а Процветший Крест имеет определенное сходство с орнаментом на стенах Ангкор-Вата в Камбодже.

 

лита, закрывающая саркофаг Пакаля, также стала причиной многочисленных гипотез, некоторые из них весьма спорны. В частности, было объявлено, что вырезанные мистические надписи представляют собой закодированные астрономические данные, которые, по мнению ученых, не были известны древним людям. Автором, пожалуй, самой известной из фантастичных версий стал Эрих фон Деникен. В своей книге «Колесницы богов?», опубликованной в 1968 г., он утверждает, что фигура, изображенная на саркофаге, «является точной копией» космонавта, сидящего за пультом управления космическим кораблем, держащего одну ногу на педали и глядящего на приборы, расположенные перед ним. С хвостовой части корабля виден выброс выхлопных газов. Позднее, в 1976 г., Рональд Стори опубликовал свой труд «Космические боги разоблачены», в котором подробно разобрал версии фон Деникена. В главе «Астронавт из Паленке» он обратил особое внимание на изображение загадочной фигуры, на основании которого фон Деникен сделал свое предположение, и заключил, что «отдельные детали были скрыты от невооруженного взгляда»: при проведении полномасштабного исследования стало ясно, что на человеке на картине нет ничего, кроме типичных украшений майя, и он запечатлен в «состоянии остановки между двумя мирами, миром живых и миром мертвых». Он не облачен ни в какой космический скафандр, как утверждал фон Деникен, более того, он абсолютно обнажен, на нем надеты только украшения, а кожа расписана орнаментом. Это изображение полностью соответствует другим образцам искусства майя, относящимся к середине первого тысячелетия нашей эры.

 

 

Центр города образуют четыре главные пирамиды и посреди них — паленкский дворец. Это огромное (104×80 метров) здание, многократно перестраивавшееся, имеет в основании четырехугольник. Во дворце есть четыре внутренних дворика (патио) — два больших и два поменьше. Их окаймляют галереи, впоследствии разделенные на ряд помещений. Правда, сейчас уже трудно с определенной точностью установить назначение этих помещений В галерее северо-восточного патио имеется настоящая парная баня и даже три хорошо оборудованных клозета. С северной стороны ко дворцу ведет широкая лестница. Внешние стены дворца украшены штуковыми рельефами, часть которых сохранилась до сих пор.

 

Паленкский дворец, резиденция правителей города, венчается башней обсерватории, где жрецы по движению звезд читали вечные законы и волю богов. Башня была пятиэтажной, что совершенно необычно для архитектуры майя. На верхнем ее этаже до сих пор сохранилась каменная скамья, на которой сидел жрец-астроном, наблюдавший расположение небесных светил. Лестница, ведущая в обсерваторию, начиналась только со второго этажа. Чтобы попасть с первого этажа на второй, паленкские астрономы, вероятно, пользовались приставной лестницей. В Паленке вся архитектура города словно бы обращена к небесным божествам. Паленкский дворец, резиденция правителей города, венчается башней обсерватории, где жрецы по движению звезд читали вечные законы и волю богов. Башня была пятиэтажной, что совершенно необычно для архитектуры майя. На верхнем ее этаже до сих пор сохранилась каменная скамья, на которой сидел жрец-астроном, наблюдавший расположение небесных светил. Лестница, ведущая в обсерваторию, начиналась только со второго этажа. Чтобы попасть с первого этажа на второй, паленкские астрономы, вероятно, пользовались приставной лестницей. По соседству с дворцом возвышаются три прославленные пирамиды: «Храм Солнца», «Храм креста» и «Храм лиственного креста». Названия эти современные, они произведены от главных мотивов росписи алтарных плит, находящихся внутри святилищ. Пирамиды Паленке, как правило, невысокие, имеют наверху небольшие храмы с богатым геометрическим орнаментом на фронтонах.

 

 

Самая знаменитая пирамида Паленке, окутанная множеством тайн и легенд, — «Храм надписей» Прежде чем спуститься внутрь «Храма надписей», надо сначала подняться на высоту 24 метров — по десяткам ступеней девяти уступов этой пирамиды. Там, наверху, и расположен сам храм. Его наружные стены и дверные колонны украшены рельефами, каких нет ни в одном другом майяском городе: помимо мужчин, они изображают и женщин. Матери держат на руках невероятно уродливых детей, лицо каждого ребенка заменяет маска бога дождя, из детской ножки вырастает змея. Ученые предположили, что, возможно, эти странные изображения матерей и детей запечатлели привычное для центрально-американских индейцев представление, будто роженицы, умершие во время родов, возносятся в ту часть небес, которая отведена только им да павшим на поле боя воинам. Внутри храма находится самая большая из известных науке майяских надписей. Три плиты, заполненные иероглифическими знаками, занимают всю заднюю стену святилища. Если сложить иероглифы трех плит, получается цифра 620. В самом тексте есть календарные данные, которые дополняют даты «Храма креста», «Храма лиственного креста» и паленкского дворца Каменная надпись содержит календарные даты, охватывающие почти целых 200 лет. Основополагающей вехой каменных плит ученые считают дату, соответствующую нашему 692 году.

 

Исследователи провели на каменном полу святилища долгое время, чтобы тщательно скопировать текст этих надписей. Но они даже не подозревали, что прямо под ними (под каменным полом храма) скрывается другой клад, открытие которого поразит весь мир. Ни один из исследователей, которые часами сидели на вершине пирамиды, не задался вопросом, каково же назначение этого сооружения. В городах майя пирамиды обычно строились как великолепные постаменты для небольших святилищ, где ближе к небу совершались богослужения. Но в данном случае здание, украшающее вершину этой пирамиды, не было храмом. Тогда каким же целям служил паленкский «Храм надписей»?

 

 

…В 1949 году профессор Альберто Рус в который уже раз посетил Паленке. Его давно привлекала тайна высокой пирамиды, но ни удивительная надпись, ни знаменитые рельефы на колоннах ничего не говорили о подлинном назначении храма. Тогда он заинтересовался полом помещения, который (в отличие от полов в других храмах Паленке) был покрыт искусно обработанными каменными плитами. На одной из них по краям было пробито 12 отверстий, плотно закрытых каменными пробками. Плита немного выступала из пола, и помощники Руса с помощью рычага попытались поднять ее. Когда плиту отодвинули, перед ними открылась часть лестницы, заваленная тоннами камня и глины, но стены ее прекрасно сохранились. Стало ясно, что кто-то специально закрыл вход в глубь пирамиды. Долгих четыре года исследователи вместе с индейскими рабочими освобождали ступень за ступенью, продирались через засыпанную лестницу, чтобы открыть тайну необычной пирамиды. За первые два года очистили 21 ступень, в 1951 году добрались до вентиляционных шахт, через которые сюда поступали воздух и свет. На глубине 16 метров лестница кончалась и начинался коридор, вход в который загромождала стена из камней, зацементированных раствором извести с песком. Стена закрывала вход к какому-то другому «святому месту». Об этом же говорила и другая находка: в стене нашли замурованную глиняную шкатулку, а в ней жертвенные предметы — раковины, окрашенные в красный цвет, прекрасную жемчужину диаметром в 1,3 сантиметра и множество драгоценностей из нефрита. Когда участники экспедиции проломили стену, они увидели другую — толщиной в целых 4 метра. В конце ее Рус обнаружил небольшой каменный ящик с останками шестерых человек — пять мужчин и одна женщина. Кости погребенных (а это были человеческие жертвоприношения) были первоначально сломаны, чтобы потом уложить их в такой маленький ящик.

 

Потом А. Рус и рабочие подошли к последнему препятствию — огромной каменной плите. После ее устранения они вступили в просторную крипту, лежащую на глубине 25 метров ниже уровня пирамиды. Постоянные тропические дожди, которые поливали пирамиду 1200 лет, образовали на потолке склепа сосульки из белоснежных сталактитов. В крипте лежала монолитная плита, закрывающая большую часть пола гробницы. Сама крипта довольно просторная: 9 метров в длину, 4 метра в ширину, почти 7 метров в высоту. Одну из стен крипты этого склепа покрывали рельефы 9 Властителей ночи — изображения богов 9 преисподних майя. Все они празднично разодеты: их наряды украшают перья птицы кецаль и пояса, на каждом из которых изображения трех человеческих черепов. На полу храма и на каменной плите лежали богатые жертвенные предметы, среди них — прекрасно сделанная мужская голова. Лицо этого человека (жреца или аристократа) не просто передает портретное сходство: оно выражает все, что надлежало соединять в себе властителям майя — возвышенность духа, напряженную внутреннюю жизнь и покорность неизменной философии времени. Так было открыто тайное святилище, где для совершения обрядов собирались правители майя, а этот огромный камень был центральным алтарем святилища внутри пирамиды. Каменный алтарь до сих пор лежит на своем первоначальном месте. Плита очень огромна и превосходит размерами все ей подобные, найденные до сих пор в индейских городах Америки. Длина ее почти 4 метра, ширина — 2,2 метра, толщина — 25 сантиметров. Поверхность алтарной плиты богато украшена. В центре ее изображена голова молодого мужчины — но не портрет конкретного человека, а изображение просто представителя человеческой расы. По обе стороны от него из кукурузных листьев выступают двуглавые змеи. А змея в представлениях майя связывалась с урожаем, точнее сказать, с дождем (дождевые тучи якобы ползут над землей, как эти ленивые пресмыкающиеся). Мистический резон изображений на плите вполне очевиден: да, человек умирает, отправляясь в землю, но только для того, чтобы снова вернуться в этот мир, когда-нибудь вновь ожить, подобно зернышку священной кукурузы.

 

 

Огромная алтарная плита покоилась на каменном цоколе, ее поддерживало еще шесть богато украшенных каменных столбиков Нижний несущий блок весил 20 тонн, а сама алтарная плита еще 6 тонн. Когда исследователи попытались простукать ее, то обнаружили в ней пустую полость. А. Рус предпринял попытку приподнять каменную плиту и заглянуть внутрь каменного постамента Но узкий коридор крипты не позволил доставить сюда технические средства, и камень пришлось двигать лишь с помощью ломов. После всех усилий была найдена первая индейская пирамида, служившая надгробием. В каменном саркофаге покоился мертвец, которого жрецы положили сюда, вероятно, в 692 году. Погребенный был довольно высокого роста (1,73 метра) и относительно статен. Умер он в возрасте примерно 45 лет. Значительная влажность атмосферы повредила скелет, особенно верхнюю его часть, поэтому нельзя было установить, подвергался ли череп искусственной деформации, как это было принято у знатных майя. На зубах мертвого не было инкрустаций, привычных для майяской аристократии и украшавших, в частности, челюсти тех покойников в преддверии святилища, которые (как мы теперь понимаем) были принесены в жертву перед входом в гробницу, чтобы их души после смерти охраняли душу покойного и прислуживали ей.

 

Воздействие губительного влажного воздуха испортило праздничное облачение покойного, но драгоценности сохранились хорошо. На нем было ожерелье из более чем 1000 зерен нефрита, нанизанных в 9 рядов. На обеих руках — браслеты, на каждом пальце — нефритовый перстень. В ногах покойного лежала маленькая каменная статуэтка бога Солнца. Но самые изумительные драгоценности украшали голову погребенного. К огромной диадеме было подвешено нефритовое изображение бога — летучей мыши. Пластинки серег были исписаны иероглифами, а во рту лежала раковина, которой покойный должен был заплатить за свое загробное пропитание (как предполагают некоторые ученые). Лицо покойного покрывала прекрасная мозаичная маска, сложенная из более чем 240 кусочков нефрита, только для глаз были использованы обсидиан и раковины.

 

 

Открытие А. Руса поставило перед учеными множество вопросов. Вновь стала обсуждаться традиционная проблема: не находится ли прародина майя в Египте, где стоят подобные же пирамиды, служившие гробницами фараонов? Кто был похоронен в этом великолепном мавзолее? Некоторые исследователи видели в погребенном правителя, то есть «великого» человека Паленке. Но кто, с точки зрения выполняемых функций, считался «великим»?

 

 

-