На раннем этапе развития наша Вселенная пережила продолжительный период “космического потепления”, одну из форм изменения климата межгалактического пространства.
Члены Королевского астрономического общества пришли к выводу, что в течение длительного времени в первой трети жизни Вселенной температура газа, из которого позже формировались звезды и галактики была значительно выше чем сейчас. “В начале времен вещество преимущественно было рассеяно в пространстве. И этот тончайший газ около 10 млрд лет оказался сильно разогрет”, – рассказал Джордж Беккер, астроном из Университета Кембриджа.
Температура межгалактического газа, о которой идет речь росла довольно круто. Если через 1 млрд лет после Большого взрыва температура Вселенной установилась на уровне около +8 тыс.°С, то еще через 2 млрд лет температура выросла на 50% – до +12 тысяч°С.
Открытие поставило ученых в тупик. Так как тенденция к потеплению, да еще и настолько резкому, идет вразрез с представлениями о модели вселенского климата. Ведь постоянно расширяющаяся Вселенная должна стабильно охлаждаться. “Температура галактического газа должна падать точно также, как падает температура газа, вылетающего из аэрозольного баллончика”, – объясняет доктор Беккер.
Эффект “вселенского потепления” специалисты объясняют наличием юных активных галактик и действием квазаров, ярких объектов в центрах этих галактик. Каждый квазар состоит из звезды и черной дыры. Эти объекты обладают свойством свечения, излучают мощные лучи ультрафиолета. Средней интенсивности квазар выдает энергии в 10 трлн раз больше, чем наше Солнце. “Квазары представляют большой интерес для развивающейся астрономии. Мы узнаем о них много нового. Черные дыры квазаров поглощают материю, превращая центр галактики в сверхмощный излучатель, разогревающий все вокруг”, – говорит доктор Беккер.
Работа астрономов проходила на Гавайях, где установлен мощный 10-метровый телескоп Keck. А все данные обрабатывались на суперкомпьютере в Кембрижде. Эта же мвашина и “нарисовала” модель вселенского потепления.