Эти выходные мы проведем в шаманском круге в лесу у реки. Попробуем хоть на два дня вернуться к своим корням и почувствовать себя членом первобытного племени. Будем совершать погружение вглубь себя, участвовать в шаманских ритуалах, искать и находить то ценное, что утратили в процессе цивилизации. Вернемся к началу начал и обретем силы, чтобы жить дальше.
В древних культурах шаман был врачом, психологом и пророком. Умел пронизывать мир материи и достигать страны духов, где находились и причины болезней, и исцеляющие силы. Жизнь наших предков была суровой, и никто не согласился бы кормить бесполезного нахлебника. Сам факт того, что человечество выжило на протяжении сотен тысяч лет без антибиотиков и полиции, и при этом постоянно развивалось, доказывает эффективность шаманских практик.
- В шаманизме учимся от натуры, изнутри, идем от того, что в нас заложено. В школе – наоборот, учимся от внешнего источника: есть сумма знаний и мы должны механически их запомнить. Усваиваем чужие, не добытые нами знания, не пережитый нами опыт, в них нет нашей живой энергии познания, – говорит шаманка Маргит Бохдалек. И продолжает – Впечатлительные дети оставались непонятыми, поэтому стали поступать, как все. Родители говорят «нет», и ребенок действует вопреки своей натуре. Потом нужны будут все эти психотерапии, что б приблизиться к себе самому, к своим правдивым чувствам и потребностям.
Маргит, невысокая, стройная женщина в простом летнем платье, совсем не соответствует голливудскому образу шамана. Но она – настоящая. Почти тридцать лет назад была выбрана шаманом на ученицу. До сих пор работает с американскими индейцами и коренными жителями региона Квебек в Канаде.
Родилась в Вене, живет в Париже – настоящая европейка. Отсюда, из сердца Европы, повела ее стежка прямо в мир шаманов. Маргит, как и многих европейцев, к духовным поискам и народному целительству подтолкнула болезнь и бессилие официальной медицины. Когда училась в Венской Академии искусств, обнаружилось, что неизлечимо больна. Лечение не помогало. Профессор академии предложил нестандартное решение: поискать помощи у западноафриканских шаманов. И Маргит направилась в Африку. Объездила Конго, Зимбабве, Бургундию. Было тяжело, опасно и никто ничего не гарантировал. Но альтернативой было только медленное умирание на чистой больничной койке в европейском комфорте. Маргит лечилась и одновременно училась всему, что видела. Болезнь отступила. Через восемь лет упорных практик ее учителя присвоили ей звание шаманки. Теперь она сама могла помогать людям.
- Страх – самый большой неприятель белого человека. Именно страх смерти стоит за культом молодости, когда истязают свое тело диетами, спортом и операциями, гонка белого человека за карьерой и деньгами – это бегство от страха немощи и смерти. В ритуалах шаманизма избавляемся от страха, а его место заполняем энергией жизни. Работа с минералами, с растениями помогает пройти через страх смерти. Мы познаем, что есть другие формы жизни, проживаем их. Учимся видеть себя участником бесконечного и необъятного процесса жизни во вселенной.
Действительно, когда рассматриваешь свою жизнь как фрагмент тысячелетнего процесса эволюции, это здорово отрезвляет, дает необходимую дистанцию к будничным хлопотам.
Учительница
Своими знаниями и умениями Маргит Бохдалек делится с людьми, учит европейцев смотреть на мир глазами шамана, более того, считает это своей миссией. Она видит, что западная цивилизация заглушила в людях давний духа натуры, который помогал нашим предкам счастливо жить.
- Деревья старше и мудрее человека – были тут до нас, будут и после. Они таят в себе вековую мудрость и силу. Поэтому проведем этот день в лесу и попросим деревья поделиться с нами своей мощью, поучимся у растений, – приглашает шаманка. – Каждое растение имеет свой дар и свои задачи. Также и человек имеет свое предназначение, но, чтоб открыть свой потенциал, нужно слышать и понимать свои чувства, доходить до корней. Чтоб наши мечты реализовались, их должны поддержать законы природы. Но, чтоб получить поддержку, сначала нужно открыть свои природные дары. Когда ребенок выбирает жизненный путь, внимательно посмотрим: чьи это мечты, чей выбор? Решение появилось неосознанно, от природы или навязано окружением. Когда занятие будет отвечать твоим натуральным способностям, оно будет приносить удовлетворение и радость.
Садимся в круг, разводим костер. Кладем в него округлые большие камни, чтоб нагрелись – им понадобится несколько часов. Позже внесем их в шалаш. А пока осваиваем базовое понятие в шаманизме – круг силы.
- Символ круга существует во всех культурах: в китайской, индийской, у славян, у северных народов и всюду имеет силу исцеления. Мы сели в круг не случайно – сила круга поможет нам в развитии мышления цикличного, поможет открыть разум рациональный, который ограничен – учит Маргит. – В природе все циклично, все движется по спирали. Белый человек мыслит линейно. При мышлении круговом интегрируем все элементы: натуры, стихий, места происхождения и реинкарнацию духа. Нам, чтобы очиститься от фальшивых потребностей, навязанных рекламой, идеологией и т.д., нужно дойти до самой своей правдивой сути, до истинных потребностей.
Маргит показала нам, как работать в круге с каждой стороной света. Что каждое направление значит, и какие вопросы поможет решить. Многие захотели попробовать и Маргит им помогала. Некоторые затронули очень важные, болезненные проблемы, ситуации, с которыми не могли сами справиться. Я наблюдала за работой в круге пожилой женщины, которая не помнит своего детства по причине глубокой травмы, которую тогда пережила.
Известно, что ребенок в своем развитии кратко проходит весь путь эволюции человечества. Оказывается, что этот процесс гораздо глубже. Ребенок повторяет не только этапы познания мира, но и эволюцию души. Колесо реинкарнации разворачивается в детстве: маленький ребенок живет, как цветочек, ни о чем не беспокоясь, и все необходимое получает.
– От растений учимся чувствовать и доверять, жить, не беспокоясь. А животные учат нас концентрации, применению инстинкта выживания, эмоциям. Тело животного наливается энергией, оно действует, добывает, само пытается влиять на обстоятельства. Это уже новый виток спирали развития, на ступень выше растений. В круговом мышлении мы можем, идя по спирали вниз, назад, к началу жизни, вернуться к себе настоящему.
Сидим на мягкой траве, греемся на солнышке, легкий ветерок ласково играет волосами. Медленно входим в то состояние, когда начинаем постигать единство и взаимосвязь всего сущего в этом мире. С точки зрения шамана мир людей, зверей, растений и камней совсем не отличаются друг от друга. Это только разные формы жизни. Например, камни – тоже живая стихия, они тоже растут, накапливают опыт, но очень медленно. Работа с камнями помогает найти в себе силу и укрепить ее. Ни один из этих миров не лучше и не хуже другого. Мало того – они пронизывают друг друга, переплетаются. Шаманка готовит нас к следующему заданию:
- Человек, слишком рациональный и слишком привязанный к материальной реальности, надеется на свой интеллект. Но он часто подводит, и человек остается беззащитен перед внешними обстоятельствами. Мы нуждаемся в помощниках, чтоб было на кого опереться. В старых традициях люди брали помощь от духов, которые помогали во всех делах, позже появился страх духов: добрый или злой? Поэтому сегодня будем налаживать контакт с духами наших предков.
Духи предков
На короткое время вернемся в первоначальное состояние, вспомним, как мы были растением, и снова проживем забытый нами опыт. Все народы мира считают, что души предков живут в деревьях. Там, среди деревьев, пойдем по кругу вспять, по спирали вниз, обратной дорогой развития всего живого. От сложного к простому состоянию. Каждый вернется к своему началу начал. Я призову Духов ваших предков, и они помогут нам в этом шаманском путешествии. Но они не обязательно примут образ человека, это ведь сгустки энергии, не ждите голливудского сценария, – напутствует Маргит, – просто будьте внимательны к своим эмоциям и ощущениям.
Расходимся по лесу, каждый находит «свое» дерево, прикасаемся к его стволу и остаемся с ним в контакте. Меня привлек (или «позвал») старый дуб – от него идет тепло и чувство защищенности. Присаживаюсь под ним на траву, опираясь спиной о ствол. Пробую понять, как это – быть деревом, растением.
Думать не хочется – солнце светит в глаза, становится лень шевелиться, хочется просто сидеть и все. Мне уже не надо никуда спешить, бороться и доказывать, уже не боюсь никуда опоздать, ушло беспокойство. Зачем суетиться? Все, что нужно – землю, солнце и дождь – даст Натура. Достаточно целым собой впитывать дождь, греться на солнышке, врастать корнями в землю. Что еще нужно для жизни? Хочется только расти, выдать цвет, затем пустить в мир семена, – знаю, что все само произойдет в свое время. Что важнее самой жизни? Все, что нужно, получишь в назначенный час, тебе не надо ни о чем беспокоиться. Ты не обязана столько взваливать на свои плечи, от чего-то можно спокойно отказаться. Оставь силы и время, чтоб заняться только собой. Смотри на солнышко и улыбайся. Проникнись этим чувством доверия к Натуре, к Богу, примерь, как себя чувствуешь с этой спокойной уверенностью. И останься с этим чувством столько, сколько захочешь. Всегда сможешь вернуться в это состояние самостоятельно.
Стало прохладней, осматриваюсь вокруг – солнце уже опустилось за верхушки деревьев. Похоже, я погрузилась в медитацию, и мне казалось, что я была ромашкой. Пора идти к своим, надо только оторвать корни от земли, чтоб смочь идти. Стоп! У меня ноги, а не корни!
Все уже занялись постройкой шалаша.
Шалаш пота – известный шаманский ритуал очищения души и кульминационный пункт нашего семинара. Температура там иногда поднимается до 500 С. Вместе с потом сплывают на землю все накопленные нами психические травмы, блокады, болезни. Маргит научилась его у индейцев племени Лакота.
Нас 16 человек всех возрастов – от студентов до пенсионеров. Шаманка дает задание каждому принести по 12 гибких веток средней толщины, просит не рубить лишнее – чтоб не наносить вред природе. Сама с помощью точного компаса тщательно и сосредоточенно выбирает место для шалаша. Осматривает каждую принесенную нами ветку, учит сгибать так, чтоб не поломались, когда будем их связывать между собой. Вскоре вырисовывается скелет полукруглой юрты. Вместо шкур животных покрываем его одеялами, принесенными с собой. Это только верхняя половина шалаша. Под ним растягивается невидимая вторая половина, погруженная в землю. В центре юрты выкапываем неглубокую ямку, куда положим раскаленные в костре камни. Обе половинки, вместе с горячими камнями в середине, представляют модель Вселенной. Шалаш – это лоно Матери Земли, где дозреваешь до рождения заново. А люди во время ритуала ментально возвращаются в состояние эмбриона.
Камни уже достаточно раскалились в костре, пора вносить их в шалаш. Когда опустились сумерки, Маргит приглашает нас внутрь. Вход в шалаш традиционно находится на востоке. Раздетые до нага или нижнего белья на четвереньках вползаем внутрь, как существа, которым только предстоит научиться ходить прямо. В этом суть ритуала – стать человеком. Входим по очереди. Первый, обогнув ямку с камнями против часовой стрелки, садится возле выхода слева, за ним другие. Садимся на влажную землю. Так темно, что не видишь собственной руки перед глазами. Становится невыносимо душно, обливаюсь потом, с обоих боков ко мне прижаты липкие потные тела. Сомневаюсь, что выдержу все это до конца, надо было сесть ближе к выходу. Со временем перестала все это замечать. Было хорошо, как в лоне матери – темно, тесно и тепло.
- Ритуал разделен на четыре части, – объясняет Маргит. – в первой просим духов о том, чего хотим получить для себя. Во второй – пожелания для своих близких. В третьей части избавляемся от того, что нам мешает. В четвертой – устанавливается тишина, и я призываю на помощь двадцать сил вселенной.
Каждый должен высказать вслух то, чего себе желает. Оказывается, это трудней, чем мы думали, многие не смогли сформулировать свои собственные потребности. Дело пошло легче, когда высказывали пожелания близким – чужое счастье легче строить.
- Что делать человеку неуверенному в себе, стеснительному? – с болью спрашивает мальчишеский голос.
- Стоп, стоп, стоп. Нет таких. Есть те, кто не открыл своих потребностей и своей силы. Почувствуй себя, свое тело. Я тут есть. Вслушайся в свои желания и иди за этим. Отключи интеллект. Утром хорошо медитировать с чистым разумом. Ответ не обязательно придет сразу.
Выходим на перерыв, с наслаждением растягиваемся на влажной земле, глядя на звездное небо.
- А я понял свою главную проблему, – произнес бизнесмен Александр. – Меня всегда брали на «слабо». Шеф «на слабо» взваливал дополнительную работу, с друзьями на три дня закатывался отдыхать… Дома скандалы, слезы. А я, дурак, из кожи вон лез, чтобы не опозориться, чтоб не быть слабаком. Здесь понял: сила не в этом, а в том, чтоб делать то, что считаешь нужным. А друзья пусть своей жизнью займутся. Меня уже не интересует их мнение.
Молча вползаем в шалаш. Снова невыносимый жар, некоторые свиваются на земле, как большие эмбрионы. Маргит сыплет на камни листья шалфея и поливает водой. Температура доходит до 50, если не выше. Горячий пар прошивает меня насквозь. Надо было остаться под звездным небом. Новая волна обожгла жаром легкие и мозги, мысли расплылись, мне уже все равно. Я даже не удивилась, когда увидела ИХ.
Молодая пара то ли казахов, то ли монголов сидели в центре шалаша и смотрели перед собой. Пытаюсь сфокусировать взгляд, бездумно рассматривая их дивное пестрое убранство. Сидят рядышком, боком ко мне. На нем свитер грубой вязки из разноцветных остатков пряжи. Эту пестроту слегка гасит безрукавка из шкуры животного. На голове меховая шапка со свисающим сбоку хвостом. «Похоже, это волк», – мое сознание начинает оживать. В правой руке молодой мужчина держит длинный посох, который вверху разветвляется. На этих коротких сучках пестрят красные ленточки и шнурки вперемежку с лисьими и волчьими хвостами. Девушка сидит по его левую руку, одета точно так же, но деликатней и без посоха. Хотя все мы погружены в беспросветную темень, эта пара хорошо видна, как днем, каждая их деталь, хотя никакого источника света не появилось. Пространство вокруг них было как бы другого качества, более разреженное, которое не смешивалось с нашей теменью, как разные материи. Оба они смотрели прямо перед собой.
- Кто это? – подумала я оживающим разумом.
- Мы твои далекие предки, – ответил мужчина языком без слов. Он продолжал смотреть прямо перед собой, мимо меня. Девушка повернула ко мне голову, улыбнулась, но глаза были опущены. Оба не смотрели мне в глаза. Может, оно и к лучшему. Мой ум заметался, «пересматривая» всех моих родственников, но никто из них не был похож на казахов или на монголов.
- Мы знаем: ты ищешь свою Силу, – продолжал «говорить» парень, – и пришли тебе помочь. Найдешь свою Силу в степи.
- Как же можно взять Силу из степи? – растерянно удивилась я.
- Солнце, пространство и лечебные травы, – был ответ.
Я знала, что другие их не видят, только я. Теперь я спокойно и натурально поняла, что духи были тут все время, только мы их не видели. Я понимала, что вошла в измененное состояние сознания, помнила, что нахожусь в шалаше. Стресс, вызванный горячим паром, позволил мне заглянуть в параллельный мир. Это не было галлюцинацией или визуализацией. Это было так, будто я стала видеть и тут и там, оставаясь на месте. Это как с улицы заглядываешь в чье-то освещенное окно, видишь чью-то жизнь, их уют, расстановку мебели, привычки людей, можешь даже с ними разговаривать. Но при этом остаешься на шумной ночной улице, в другом мире. Все выглядело просто, натурально, как само собой разумеющееся, как явление абсолютно реальное и совсем не удивительное.
Лихорадочно соображала: что бы еще спросить, узнать, какой вопрос задать, тут есть такая возможность. Как назло, ничего не приходило в голову. Замечаю, что они улыбаются, видя мои попытки. Понятно, задавать вопросы бессмысленно. Поблагодарила их. Неожиданно новая струя воды плеснулась на раскаленные камни, взвилась горячая струя пара, я задохнулась. Слезящимися глазами сквозь пар еще видела улыбающихся шаманов. Но тьма сомкнулась, «окно» захлопнулось.
Я не люблю страшных историй о духах, не занимаюсь спиритизмом, не хочу видеть привидений. Тут все было иначе. Не было страха, я не падала в обморок и не теряла сознания, сохраняла трезвый ум. Все происходило реально и натурально, просто я пообщалась с душами праотцов. Удивила реальность и дружелюбие параллельного мира, где неосознанно, незаметно впитала глубинное знание о значении моей жизни и о моем месте в бесконечной цепи сменяющихся поколений.
Известно, что в традициях шаманизма одним из условий вхождения в транс является употребление психоактивных субстанций. На эту тему накопилось множество домыслов и фантазий. К счастью, существуют и безопасные способы, позволяющие войти в состояние измененного сознания. Например, с помощью бубна, играющего в ритме 200-220 ударов в минуту; монотонное пение, танец, ну и шалаш потов inipi. Благодаря этим оригинальным и безопасным методам, шаманизм стал более доступным, и популярность его растет со стремительной силой. Шаманизм дает современному человеку то, чего нет в больших «административных» религиях: натуральности, связи с повседневными заботами, признания, что все растения и животные так же важны, как и мы и ощущения себя самого важной и значимой частью единого целого.
На Западе уже много лет очень популярны такие развивающие семинары с шаманами, магами, гадалками, астрологами. Как правило, люди учатся не для того, чтоб самому стать экстрасенсом, а для того, чтоб получить умения и знания, позволяющие улучшить свою личную жизнь или ситуацию в делах, чтоб полнее реализоваться и черпать от жизни полными горстями.