Эрос есть, Высочайшее Проявление грубо-вещественного Творения. Являясь самым внешним живым ответвлением вещественности, Эрос ближе всего примыкает к Сущностному. Он есть Пронизывающая вещественность Жизнь. Перед Эросом стоит задача “воспламенить” земным пламенем все духовные ощущения души. В этом и состоит Главная Цель этого загадочного, неисповедимого влечения. Оно должно помочь Духовному, действующему в этой вещественности, развернуться в Полную Силу!
В распоряжении человека есть возможность добиться Восхождения – благодаря Любви! Не вожделеющей любви, характерной для грубой вещественности, но Высокой, Чистой Любви! Ее единственная цель, единственное воление – Благо любимого человека.
Она относится к сфере вещественного, не требуя ни воздержания, ни аскетизма. Ее отличительная черта лишь в том, что Она всегда желает любимому Добра и только Добра. И Это Воление, никогда не думающее о Себе, предоставляет и лучшую Защиту от любых нападок.
Основная движущая сила Любви – это ощущение томления по Идеалу.
Проявления Чистой Любви могут быть самыми разнообразными:
Отношения между мужчиной и женщиной;
Любовь к другу или подруге;
Любовь детей к родителям или родителей к детям – все равно, лишь бы Она была Чистой.
Первый Ее Дар – это возможность избавиться от кармы, которую удастся искупить очень быстро, и притом “символическим” образом. Карма не находит в человеке отзвука и лишится питающей почвы и как бы “иссохнет”.
Пробуждается ощущение своего недостоинства по отношению к любимому человеку. В этот момент СКРОМНОСТЬ и СМИРЕНИЕ вступили в свои права. С этим связан как бы отказ от собственной личности.
Желание не задеть, не оскорбив другого, ни единым жестом, помышлением, словом. Оживает ТОНЧАЙШЕЕ ЧУВСТВО ТАКТА.
Нужно удержать эту ЧИСТОТУ ОЩУЩЕНИЙ, предпочитая Ее всему прочему. Творец снабдил Творение Спасательным Кругом.
Всякий человек наталкивается на Этот Круг, и притом не однажды.
Надо всеми земными людьми парит Великое и Сильное Желание – быть в своих глазах такими, какими мы кажемся тем, кто любит нас. И Это Желание и есть Путь, непосредственно Ведущий к Вершине!
“В Свете Истины, Послание Грааля”
Философы-неоплатоники.
Неоплатонизм не был тантрическим учением. Тем не менее, основатель неоплатонизма Плотин (204-270 гг) уделил в своих «Эннеадах» немало места Эросу. Плотин стремился в своей философии соединить:
рациональное мышление – с мистической стороной мудрости,
стремление освободить душу от пут тела – с восхищением перед миром, как прекрасным Целым.
Здесь из Эроса убирается чувственный элемент, он теряет свое внешнее тело, превращаясь в стремление к истине и умопостигаемой красоте.
ЕДИНОЕ – Абсолютный смысловой источник всего существующего. Никакая рациональная техника не позволяет нам увидеть Его лик, хотя «рацио» и требует присутствия такого начала, которое само по себе сверхрационально. Но нельзя увидеть его и чувственным образом: оно неизмеримо превосходит и тело, и пользующуюся органами телесного восприятия душу.
Плотин неоднократно испытывал состояния экстаза. Эти состояния были краткими периодами высшей интенсивности его существа, насыщавшегося полнотой общения с Богом. Эти экстазы вызывались неустанной аскезой Плотина, его постоянной умной практикой, также практикой «молчания ума».
Грани экстаза
Знание – Плотин ощущал пронзительную раскрытость ему всего сущего и умиротворенное признание всего. Душа – он оказывался, помещен в самую сердцевину Любви.
Из трактата «О прекрасном».
ЕДИНОЕ – это подлинный предмет любого стремления. Достижение ЕДИНОГО происходит у тех, кто во время восхождения снимает с себя все, во что они облачились во время нисхождения в чувственный космос. Разоблачение происходит до того момента, пока ты не отбросишь все, чуждое Богу, и не увидишь Его исключительно при помощи себя самого. Увидишь как ясное, простое, чистое, от чего все зависит, живет, мыслит. Именно Оно — причина ума, жизни, самого Бытия.
Увидевшему Его уготовано изумление, смешанное с наслаждением! Увидевшему свойственно переполняться волнением, приходить в состояние возбуждения, любить истинной любовью, любить с высочайшим вожделением, осмеивая все прошлые виды любви.
Для достижения этого состояния нужно отказаться от царства и даже от власти над землей, над водами и над самим небом.
Как можно обнаружить красоту, которая заключена не где-то вовне, а в душе? Восходи к себе и смотри!
Если видишь, что сам ты еще не прекрасен, то будь скульптором. Удали из материала лишнее, одно делай гладким, другое очищай, пока не покажет прекрасный Лик статуи.
Чтобы убедиться в уместности использования терминов – вожделение, возбуждение, необходимо хотя бы раз испытать духовный экстаз. Неоплатонизм оказался той школой, которая не побоялась довести до логического конца путь сверхразумного, сверхчувственного эроса. Этим мудрецам для достижения состояния истинного любовника не нужен был партнер — разве что свитки с диалогами Платона, которые являлись, путеводителем по путям запредельной, всему сущему, Любви. В отличие от даосов, целью их практики не было индивидуальное бессмертие, в отличие от гностиков они не стремились возвыситься над миром, в отличие от Фауста, они не желали абсолютного знания.
Для них важно было оказаться в состоянии Любви, которым окутывает Единое. И это состояние искупает любые принесенные ради него жертвы.
Доминиканский теолог и проповедник Мейстер Экхарт (1260-1327). Проповедь, которая является толкованием на место из Песни Песней:
Сильна, как смерть, любовь.
Это изречение подходит для восхваления святой Марии Магдалины, возлюбившей Христа великой Любовью. Эта Любовь ко Христу горела в ней с такой неизреченной силой, что именно эту Любовь и ее действие можно сравнить с непреклонной смертью.
Смерть тела производит три вещи и это же совершает в человеческом Духе Любовь.
Во-первых, смерть похищает и отнимает у человека все преходящие вещи, так что он уже не может, как раньше, ни обладать, ни пользоваться ими.
Во-вторых, ему нужно проститься и со всеми духовными благами, радовавшими тело и душу: с молитвой, с созерцанием и добродетелью, со всеми, которые дают утешение и радость. Ничего этого он уже не может делать, подобно тому, кто мертв на земле.
В-третьих, смерть лишает человека всякой награды и достоинства. После смерти не может он остается с тем, что приобрел.
Эти три вещи мы должны принять от смерти, ибо она — расставание тела с душой. И Любовь, которая сильна как смерть, она также убивает человека в духовном смысле и по-своему разлучает душу с телом. Происходит это тогда, когда человек всецело отказывается от себя, освобождается от своего „я” и таким образом разлучается сам с собой. Ибо такое умирание есть излияние жизни Вечной и смерть телесной жизни.
Первая ступень.
Смерть, то есть любовь, разлучает человека с преходящим, с друзьями, обществом. Он ничем больше не владеет и предумышленно не двинет ни одним членом по собственной воле и ради собственной пользы. Душа тотчас начинает искать духовных благ и обращается к ним. Бог так создал душу, что она не может быть без утешения. Духовные радости дают душе такую отраду, что расстаться с ними гораздо труднее, нежели раньше было расставаться с материальным. Тот, кто это испытал, знает, что бывает гораздо легче отказаться от всего мира, чем от одного какого-нибудь утешения, одного задушевного чувства.
Вторая ступень.
Любовь заставляет человека расстаться со всяким духовным утешением. Какую более драгоценную жертву ради Него могли бы принести Богу, как не Его самого! Но не дивно ли это, что Ему в дар приносишь Его, же и платишь за Него Им же Самим! Немного людей, которые согласны отказаться от материальных благ. Но насколько реже встречаются люди, которые охотно оставляют духовные блага.
Третья ступень – это Любовь, которая сильна, как разбивающая наши сердца смерть!
Человек отрекается и от вечной жизни, и от сокровищ вечности. Надежда на вечную жизнь его больше не волнует, и не радует, и не облегчает его бремени. Лишь это — истинная степень подлинного и совершенного отрешения. И душа уходит в Тебя, о Бог Предвечный, и ты будешь ее Жизнью!
«Искусство любви: Антология» Р. СВЕТЛОВ
Когда встречаю подобные тексты, моя душа плавится так сильно, что размягчает все «хрящики», голос безмолвно вибрирует, и я уже не ищу Вечность, так как Не Вечность, растворяется. Обыденное сознание считает, что описанное выше доступно только при переходе в мир Иной, через потерю физического тела или полного растворения (аннигиляцию) души в Высшем. Но что происходит с нами при общении с теми, кого любим?
Первая ступень. Смерть, то есть любовь, разлучает человека с преходящим, с друзьями, обществом. Тот, кто это испытал, знает, что бывает гораздо легче отказаться от всего мира, чем от одного какого-нибудь утешения, одного задушевного чувства. Пусть не великая Любовь, а просто сильная влюбленность, разве не производит такого же действия?
Вторая ступень. Любовь заставляет человека расстаться со всяким духовным утешением. Какую же более драгоценную жертву ради Него могли бы принести Богу, как не Его самого! Вот здесь уже начинается та тонкость, которая воспринимает только глубокие чувства.
Но ведь и это форма, прекрасная форма, которую можно сравнить с тем, что называют духовным утешением. Вторую ступень в человеческих отношениях, я бы сравнила с полным отказом от оценки. Влюбленность просто набрасывает пелену красоты и единственности. Познание сущности другого человека открывает первозданное Единство Всего, что дает сферичность восприятия.
А в сфере, где лево или право,где верх или низ? Люди могут осознавать эти тонкости, или нет, но при истинных отношениях это непреклонно происходит.
Третья ступень – это Любовь, которая сильна, как разбивающая наши сердца смерть! Надежда на вечную жизнь его больше не волнует, и не радует, и не облегчает его бремени.
А вот это уже как награда, так и наказание. Другое существо приобретает абсолютную ценность и все иное, не идет ни в какое сравнение с фактом его существования. Здесь уже идет познание сущности Абсолюта через другого человека и все меркнет пред этой Красотой и Силой.
Остается лишь одно БЕСформенное и БЕЗобразное желание близости.
И разве подобное не происходит, в той же влюбленности. Влюбленность от любви отличается недолговечностью, что проистекает, когда желаемое принимают за действительность. А наказание заключается в том, что столь высокие отношения далеко не все могут выдержать. Любовь уходит, оставляя память о себе, как Радость и как Страдание о несбывшемся.
Сначала трудишься над тем, чтобы осознать себя, определить свою форму. Форма четкая, целостная, подвижная, можно двигаться дальше. Если отвести взгляд от себя и посмотреть по сторонам, то увидишь много других форм, в разных стадиях осознания. Если интерес к другим формах не эгоистичен (отвел взгляд от себя), обязательное произойдет притяжение между формами. Сколько наработал при погружении в себя, столько связей и образовалось. Теперь уже происходит осознание себя как коллективное существо.
То есть опять стадия погружения в себя, которое уже НЕ один, а МНОГО. Произвели целостную, устойчивую форму, можно без опаски посмотреть вокруг и увидеть себе подобных и так далее.
И где здесь аннигиляция?
Растворение, это ВЗАИМОобогащение, ВЗАИМОтрансформация. Что-то теряется, подобно смерти физического тела, но Я всегда остается, принимая другие формы, которые не имеют резкого разделения. Чтобы понять, что происходит с Я в подобных процессах, через них нужно пройти.
Считаю, страх утери своего Я возникает, когда не наработана четкая, устойчивая форма. Или же, такая форма присутствует на одном уровне, а человек стремится неподготовленным попасть на другой уровень. Вот страх и предупреждает: ты еще не готов.