Вольф Мессинг - глазами очевидцевВ газете «Тюменская область сегодня» (№ 233) был опубликован интересный материал ветерана труда Владислава Коптелова. Автор рассказал, что ему 65 лет назад в Омске довелось побывать на удивительном концерте, в котором принимал участие экстрасенс, очень похожий на знаменитого гипнотизера, предсказателя Вольфа Мессинга. Владислав Коптелов предположил, что Вольф Григорьевич, вполне возможно, выступали в Тюмени. Да, он был в нашем городе. Мне удалось разыскать тюменцев, которые были на концерте Мессинга. Их воспоминания довольно любопытны.

Аркадий Щекотов, художник-реставратор музея истории науки и техники Зауралья нефтегазового университета:

– Мессинг выступал в Тюменской филармонии, это примерно 1950?60?е годы. Здание тогда еще было старое, не такое, как сейчас. Если бы я в то время знал, что Мессинг великий предсказатель, то внимательнее бы присмотрелся к нему, постарался бы все хорошенько запомнить. Но вот что меня поразило: один человек из зала говорит трехзначное число, другой называет тоже трехзначное, на которое надо умножить. На сцене стояла доска, на ней эти цифры Мессинг мелом записывает, умножает в голове, проводит черту и пишет правильный ответ. Это ж нормальный человек не сможет сделать!

Еще что потрясло: часы кто-то из публики спрятал, а Мессинг р-раз – и нашел их. Вот когда он в проход выбежал и встал возле меня, я Мессинга рассмотрел поближе. Запомнил его выражение лица на всю жизнь. У него лицо просто ходуном ходило. На висках надувались вены, смотреть было страшно. У меня сложилось тогда впечатление, что Мессинг очень и очень необычный человек.

Работал я в те годы на судостроительном заводе. Не помню уж, почему вдруг пошел на концерт артиста оригинального жанра. Просто купил билет на концерт, чтобы отдохнуть. Помню, в зале было много народу.

Людмила Гербер, доцент ТюмГУ, кандидат философских наук:

– Мне довелось видеть Мессинга в Свердловске.

Я училась на втором курсе философского факультета УрГУ, в филармонию студенты бегали часто, она недалеко от университета. Мессинг там выступал примерно в году 68–69?м. Город большой, гастроли у него длились несколько дней. Мне стало любопытно посмотреть на артиста оригинального жанра, но интерес подогрел еще и наш преподаватель по психологии. Из этических соображений не называю его фамилию. На каждом занятии опровергал таланты, способности Вольфа Мессинга. Но по возможности ходил на его концерты и студентов с собой прихватывал. Старался прямо во время выступления Мессинга его разоблачить. Выбегал на сцену и говорил, что артист просто-напросто пользуется известными истинами в психологии, любой его студент эти фокусы сможет проделать.

Нам на занятии он рассказывал, что в угадывании Мессинг использует идеомоторные акты, т.е. подсознательное, импульсивное. Для примера, учил нас, как узнать загаданную кем-то страницу. При перелистывании книги рука человека тормозит именно на загаданной странице, и вот тот, кто держит его руку, это почувствует. Словом, захотелось своими глазами посмотреть на столь удивительного человека.

Ассистентка объявила со сцены, кто выступит перед публикой. Появился Мессинг. Он был седой, с высоты моих 19 лет Вольф Григорьевич показался мне очень старым. Артист Евгений Князев, сыгравший в фильме, сильно похож на Мессинга, но Вольф был меньше ростом. Самое главное, мои эстетические чувства, если можно так сказать, пострадали. Потому что работал Вольф Григорь-

евич тяжело, некрасиво, у него было очень напряженное лицо, да еще и капельки пота выступали. Конечно, если бы я знала, что это гениальный предсказатель, то иначе бы его оценивала. Мессинг ходил по рядам, я сидела на месте четвертом или пятом и видела его вблизи.

Он угадывал предметы в кармане, называл задуманные номера страниц в книге, обращался в зал: «У кого какие задания?». На сцену выходил человек, свою придумку держал в голове, например, подойти к шестому ряду, у сидящего на девятом месте вытащить из кармана блокнот. Мессинг держал за руку того, кто дал ему задание, и они вместе шли по залу. У меня тогда мелькнула мысль: Мессинг использует эту самую идеомоторику. Он был очень чувствительным, безошибочно читал чужие мысли. Подсчеты в уме Вольф Григорьевич тоже на концерте делал. Все это смот-релось удивительно, но всегда работает подсознание, что в зале сидят подсадные утки или что это обычный гипноз, т.е. пыталась объяснить все его действия.

Я тогда еще что подумала: если он играет, то хорошо играет.

Мы дети своей эпохи, когда

о значимости Мессинга, о его феноменальных способностях предвидеть будущее, информации в печати не звучало. Экстрасенсорику на тот момент еще не открыли. Массовый зритель воспринимал Мессинга как гипнотизера, артиста оригинального жанра.

Помню, на афишах было крупно написано его имя, я легко купила билет, он стоил рубль с копейками. Ажиотажа вокруг гастролей не наблюдалось, но зал филармонии не пустовал.

Елена ДУБОВСКАЯ

www

Cправка: