Учёные подошли к разгадке феномена дежавю?

Учёные из США выявили механизмы явления дежавю («уже виденного») – психологического состояния, при котором человек ощущает, что он когда-то уже находился в подобной ситуации. Считается, что дежавю связано с функционированием опознавательной памяти.

В исследовании, опубликованном в журнале Current Directions in Psychological Science, ученые заявили, что эффект дежавю может происходить, если некоторые аспекты текущей ситуации напоминают некоторые аспекты ситуации, случившейся в прошлом. Чем больше аналогий можно провести между двумя ситуациями, тем сильнее эффект “узнавания”.
Авторы исследования отмечают, что им удалось обнаружить связь между объяснением феномена дежавю и опознавательной памятью человека. Теория существования воспоминаний, основанных на опознавании знакомых аспектов прошлого, может быть полезна для окончательного выявления природы дежавю.


В экспериментах с использованием имен и фотографий знаменитостей ученые обнаружили, что даже когда участники затруднялись определить знаменитость по фото, у них возникало ощущение узнавания при упоминании имени. То же самое происходило во время эксперимента с использованием знаменитых мест. В данном случае для объяснения феномена “дежавю” психологи пошли по пути гипотезы “глобального сопоставления”: ситуация может казаться человеку знакомой либо потому, что она сильно напоминает хранящееся в его памяти прошлое событие, либо из-за того, что обладает сходством с большим количеством удерживаемых в памяти событий.

Эксперименты ученых позволяют утверждать, что некоторые элементы текущей ситуации могут пробуждать “чувство узнавания” прошлого. Иногда этому помогает услышанный звук, сходный с подобным звуком в прошлом, иногда – какая-то картинка.
Ощущение дежавю знакомо большинству из нас, однако, несмотря на проведённые эксперименты, пока не приходится говорить о том, что учёные объяснили все аспекты этого явления.

 

 

-