Формирование долговременной памяти сопровождается притоком кальция в мозг

 

В экспериментах на дрозофилах учёные обнаружили, что при формировании долговременной памяти повышается уровень кальция в особых структурах мозга, ответственных за память.
Нейрофизиологи из Исследовательского института Скриппса (США) сумели зафиксировать «следы памяти» — биохимические изменения в мозгу, которые происходят при обучении и формировании долговременной памяти. В экспериментах они использовали дрозофил, у которых было нарушено формирование долговременной памяти (ДП). При сравнении таких насекомых с нормальными оказалось, что ДП оставляет «кальциевый след» в особых структурах мозга.

Эти структуры, называемые грибовидными телами, отвечают у насекомых за память и другие сложные когнитивные функции. По словам Рона Дэвиса, руководителя исследования, приток кальция в некоторые отделы мозга сопровождает обучение и у многих других животных.

Для того чтобы обнаружить «кальциевый след», исследователи использовали особый белок-сенсор, начинавший светиться в нейронах при повышении уровня кальция. Дрозофил натаскивали на определённый запах; то, насколько насекомые выучили его, оценивалось по поведению мух. После этого учёные смотрели, засветились ли нейроны. Мутанты с нарушением ДП не показывали никаких изменений в уровне кальция в грибовидных телах мозга.

Любопытно, что обучение дрозофил распознаванию запаха проходило успешно только тогда, когда сопровождалось перерывами. Если дрозофилам давали несколько «уроков», их память держалась от 4 до 7 дней. Если сеанс был однократным, мухи уже через день забывали нужный запах, и никакого «следа памяти» у них не оставалось. Подробно о формировании ДП на примере дрозофил можно прочесть в статье, опубликованной в издании Journal of Neuroscience.

Периоды отдыха как залог хорошего обучения свойственны почти всем животным. Как говорят сами исследователи, им придётся вплотную заняться физиологическими и биохимическими механизмами, лежащими в основе этого феномена.

 

-